Евгений рассказал «Труду» за счет чего можно успешно конкурировать с мастерами из Поднебесной, а также развеял миф об их уникальности и непобедимости.
– С давних времен китайские спортсмены считаются лучшими в прыжках в воду. Но в последнее время силы в этом виде спорта стали выравниваться. В чем особенность китайских прыгунов и что нам мешало обыгрывать их раньше?
– Не согласен, что раньше китайцев никто не обыгрывал. Очень большую конкуренцию китайским спортсменам всегда составляли советские и российские прыгуны и зачастую побеждали их на всевозможных соревнованиях. Что касается силы китайцев, то она, по моему мнению, идет от советской школы. Несколько лет назад из СССР в Китай уехали очень сильные тренеры. Там они обучили китайцев всем тонкостям данного вида спорта, которые сами когда-то разучивали.
– То есть, по вашему мнению, сила китайцев в советской школе?
– Я считаю, что да.
– Очень часто китайцев также называют «железными». За что, на ваш взгляд, они получили такое прозвище?
– У них очень стабильная программа. В основном все выполняется без ошибок. Но, тем не менее, они совершенно обычные люди. Никакие они не железные. Если им составить серьезную конкуренцию, то они сразу начинают нервничать и допускать какие-то ошибки, которые в дальнейшем приводят к не очень высокому результату.
– А психологически спортсмены из Поднебесной сильнее подготовлены в отличие от остальных прыгунов?
– Безусловно. С ними работает очень много психологов. Ко всему прочему, они прослушивают звукозаписи специалистов прямо во время соревновательного процесса, что, несомненно, добавляет им уверенности и помогает справиться с волнением.
– И наши спортсмены также активно работают с психологами?
– А вот это далеко не всегда. В тренерском штабе сборной России нет такого количества психологов. Поэтому порой приходится самостоятельно справляться со своими эмоциями и чувствами.
– Многие, видя китайцев среди участников соревнований, оказываются морально не подготовленными к соперничеству с ними.
– И это неправильно! Ведь кто бы что ни говорил, все равно находятся прыгуны, которые выигрывают у китайцев. Повторюсь: они не являются непобедимыми, и составить им конкуренцию вполне реально. Например, наш Илья Захаров на Олимпийских играх побеждал китайцев, американец поднимался на первую ступень пьедестала... И тенденция продолжается.
– То есть можно сказать, что у китайцев начался некий спад? Или же спортсмены из остальных стран резко повысили свой уровень мастерства?
– И остальные страны подтягиваются, и у самих китайцев, возможно, сейчас меняется состав. Хотя, с другой стороны, состав у них основной, давно устоявшийся. Так что, скорее всего, другие стали лучше прыгать.
– А вам самому каково было конкурировать в Казани с сильнейшими представителями Китая в прыжках в воду?
– Ну, я их уже давно знаю, мы с ними постоянно соперничаем на различных турнирах. И каждый раз ситуация складывается по-разному: то они выигрывают, то мы берем верх. Так что в этом плане все нормально. Никакой нервотрепки себе не устраиваю перед выходом на трамплин.
– А удается вам пообщаться с китайцами в промежутке между прыжками?
– Между прыжками нет, а во время тренировочного процесса и отдыха, конечно, разговариваем. Они абсолютно нормальные ребята, совершенно адекватные, с ними интересно побеседовать.
– То есть, в общем, они такие же, как и все?
– Да, абсолютно.