У Леонардо Ди Каприо, Мэтта Деймона, Камерон Диаз и Джонни Деппа дела идут не лучше, хотя в некоторых случаях их картины собирали около 70 млн. Даже такие долгоиграющие звезды, как Том Хэнкс и Джулия Робертс, заработали за хваленую критиками "Войну Чарли Уилсона" всего 66 млн. при бюджете в 75.
Для сравнения: в период с 1990 по 2000 год около двух третей самых кассовых фильмов обязаны своим успехом звездам. Начиная с 2001 года эта цифра сократилась вдвое. Поэтому не удивительно, что и звездные гонорары уменьшились. В 1995 году Джим Керри был первым голливудским актером, с которым был подписан контракт на 20 млн. долларов: он их получил от студии Columbia Pictures за фильм "Кабельщик". За ним последовали Смит, Сэндлер, Круз, Шварценеггер, Уиллис и другие. Однако за фильм "Безотказный", который выйдет в российский прокат 15 января, Джиму Керри был предложен скромный гонорар и третья часть от дохода картины - если, конечно, будет, что делить.
ПРИЧИНА N1
Таблоиды. Невероятный успех еженедельных таблоидов связан с нововведением Бонни Фуллер, бывшего редактора US Weekly (тираж 1,9 млн.), которая затем использовала свою "черную магию" в журнале Star (тираж 1,25 млн.). Ее трюк заключался в том, что она "понизила" кинозвезд до уровня простых смертных одним махом, когда ввела рубрику "Просто как мы!": разглядывая фотографии народных любимцев, на которых они заняты обыденными делами, мы еще раз убеждаемся, что не боги горшки обжигают. Фиксируя каждый неудачный день актера, недостатки в его туалете и промахи в личной жизни, таблоиды вместе с безжалостным блогом о знаменитостях TMZ, который ежемесячно посещают около 1,6 млн. человек, взамен недосягаемых кумиров выставили напоказ печальных, неуравновешенных и жаждущих внимания существ. В результате, по словам историка Голливуда Дэвида Томсона, "в нашем отношении к звездам появились горечь, ненависть и мстительность".
ПРИЧИНА N2
Спецэффекты. Не секрет, что за чадрою опасных персонажей типа большой белой акулы, робота-инопланетянина и человека-паука скрываются обычные люди, вооруженные мощными компьютерами, свежими версиями программного обеспечения и нескончаемым запасом кофе и шоколада. С середины 70-х, когда голливудские студии начали больше экспериментировать с техникой и сняли такие фильмы, как "Челюсти" и "Звездные войны", актеры перешли в категорию "киноинвалидов". А когда появились "актеры-роботы", реальные актеры впали в творческую кому. Напичканный спецэффектами "Властелин колец-3", вышедший в 2003 году, стал одним из самых кассовых фильмов в истории Голливуда, а также вехой в процессе компьютеризации кино. Представителям нового поколения кинозрителей, выращенным на видеоиграх, буквально наплевать на то, кто играет главные роли в фильме, для них важно, чтобы было побольше взрывов и умопомрачительных трюков. По мнению критика Нила Гейблера, "когда блокбастеры стали более ориентированными на спецэффекты, технология заняла место звезд".
ПРИЧИНА N3
Культ знаменитостей. Возьмем, к примеру, Брэда Питта, которому не удалось убедить зрителя не только в маленьком темном фильме "Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса", но и в такой эпопее, как "Троя". Если фаны не хотят видеть Питта в роли мускулистого и длинноволосого Ахилла, то тогда в каком же амплуа они желают увидеть своего кумира? Оказалось, что в его собственном. Питта в собственном соку - ну или в таком, который ему готовят каждую неделю таблоиды. "Впервые звезды соревнуются с фильмами, в которых они снимаются. Ореол, окружающий их личную жизнь, оказывается гораздо интереснее, чем все то, что они делают на экране", - заметил Нил Гейблер. Интересно, что в то же самое время, когда публика проигнорировала "Джесси Джеймса", собравшего в прокате 4 млн. долларов, она получала свою дозу Питта в таблоидах: в период с мая 2007-го по май 2008-го парочка Питт - Джоли появилась вместе или по отдельности на обложке одного из пяти самых популярных таблоидов 44 раза из 48. Молодые начинающие актеры, жаждущие славы и денег - такие, как Линдсей Лохан - быстро усвоили урок: зачем вообще сниматься в фильмах? Особенно если шопинг привлекает больше внимания при меньших усилиях. Вы спрашиваете, откуда деньги на шопинг? Для этого они и создают собственные линии косметики, одежды и белья, а также устанавливают свою таксу на посещение ночных клубов и вечеринок.
ПЕРВАЯ ЗВЕЗДА
Сто лет назад никто не знал имена актеров и актрис, появлявшихся на экране. Даже самые популярные исполнители скрывались под псевдонимами Маленькая Мэри или Девушка Витаграфа до тех пор, пока в 1907 году Карл Леммле, владевший Independent Motion Picture, заключил договор с актрисой Флоренс Лоуренс, известной под псевдонимом Девушка Байографа. И затем устроил ей промоушн: сначала распустил в прессе слухи о ее внезапной смерти под колесами трамвая, а через некоторое время эти слухи опроверг. Публика повалила в кинотеатры, чтобы посмотреть фильмы с участием "безвременно ушедшей звезды", обеспечив Лоуренс хорошую прибыль. Таким образом, Флоренс Лоуренс стала первой американской кинозвездой.