Главная Культура 19:01 16 Апреля 2022 13730
Можно взглянуть на перстень Пушкина

В Литмузее открылась выставка о великом поэте и его единомышленнике Владимире Дале

Виктория Рогозинская
Этот перстень, который был на руке Пушкина, его супруга передала Владимиру Ивановичу по наказу умиравшего мужа

Александр Сергеевич и Владимир Иванович почти ровесники, сыновья одной эпохи. Их многое объединяло во взглядах на мир, для обоих делом жизни стало рыцарское служение «живому великорусскому языку». Один оставил нам «энциклопедию русской жизни», другой — самый толковый из всех ученых словарей. И без того, и без другого мы свою жизнь представить не можем даже в XXI столетии. Новое яркое подтверждение тому — выставка «Рыцари слова: Александр Пушкин и Владимир Даль» в Государственном музее истории российской литературы.

Выставка «Рыцари слова», пожалуй, один из самых «неакадемичных» проектов ГМИРЛИ последнего времени. Ее несколько нарочитая ироничность вполне обоснована — и у Пушкина, и у Даля с чувством юмора все было в порядке. Особенно постарались мультимедийщики, дав посетителям возможность погрузиться в пространство забавных литературных «анекдотов», каких немало понапридумывали об обоих литераторах их друзья. Чувствуется, что кураторам хотелось, чтобы герои экспозиции предстали перед посетителями не бронзовыми монументами собственной славе, а живыми людьми, умевшими любить, дружить, творить.

«Наш музей носит имя Владимира Ивановича Даля, и появление выставки — если хотите, признание в любви к этому удивительному человеку, —— не скрывает эмоций директор ГМИРЛИ Дмитрий Бак. — Нам хотелось сделать его образ более выпуклым и разносторонним, чем тот, что присутствует в общем сознании. И когда мы думали над тем, кто мог бы нам в этом «помочь», фигура Александра Сергеевича возникла словно бы сама собой. Владимир Даль был настоящий человек-оркестр. Писатель, этнограф, лексикограф, государственный человек, очень ответственно относившийся к своей службе. Меня буквально сразил тот факт, что Владимир Иванович прямо на поле боя провел десятки глазных операций — его основной врачебной специальностью была офтальмология. Причем действовал он обеими руками, которыми владел в равной степени». Во время русско-турецкой войны 1828-29 годов, на которую Даль отправился добровольцем — «...я поеду, долг велит защищать Россию», — он провел более двухсот операций. Но и это еще не все. На его счету серьезное изобретение: Даль, получивший прежде медицинского военно-морское образование, первым применил электрический ток во взрывном деле.

Выставка занимает три зала в основном здании музея — доме Любощинских-Вернадских. Первый посвящен словарю, над которым Даль трудился почти полвека. Для того, чтобы «разместить» все слова, пришлось бы, наверное, освободить не только экспозиционные, но и служебные помещения музея. Казалось бы, что может быть скучнее толкового словаря, но в зале то и дело раздается сдержанный смех, ведь слово «колпак», к примеру, иллюстрирует известный портрет Гаврилы Романовича Державина, слово «затылок» — не менее знаменитый портрет Петра Андреевича Вяземского, а «дама» представлена не только очаровательными женскими портретами, но и старинными флаконами для духов.

Мемориальные предметы здесь тоже есть, но кураторы не стали указывать на этикетках, что кому принадлежало: ручка в данном случае только орудие письма, независимо от того, кто держал ее в руках. Музейщики рады, что их коллекция заиграла новыми гранями — благодаря такому подходу удалось «выгулять» предметы крайне малоизвестные или вовсе не выставлявшиеся. Неожиданным сюрпризом оказались для многих два каталожных ящичка: к каждому слову, помещенному в витрину, сделана карточка в духе былой библиотечной жизни, на которой приведены две цитаты — одна из Пушкина, другая — из Даля.

Сегодня в это трудно поверить, но к главному труду Даля современники долгое время относились весьма иронично, ведь составитель был дилетантом, и словарь нарушал все тогдашние каноны лексикографии. Рассказчик в «Евгении Онегине», сетуя на то, что «...панталоны, фрак, жилет,/ Всех этих слов на русском нет», заглядывал совсем в другой справочник — шеститомный «Словарь Академии Российской», из которого были исключены «все иностранные слова, введенные без нужды». Между прочим, сам Владимир Иванович, несмотря на то что отдал словарю столько сил, не предполагал, что его имя будет известно потомкам по большей части в связи именно с этим детищем.

Сам себя Даль позиционировал как писатель. Работал под именем Владимир Луганский — в середине 1840-х годов оно было широко известно читающей публике. Псевдоним подсказало название родного города. Кстати, и сегодня музей Даля в Луганске — единственный за пределами России — проводит выставки, принимает посетителей, одним словом — живет...

Первый визит Даля к Пушкину (произошло это в 1832 году) был связан именно с литературой — Даль принес Александру Сергеевичу только что вышедший из печати томик своих сказок. И Пушкин оценил их очень высоко, подарив собрату свою сказку — то ли «О золотой рыбке», то ли «О попе и работнике его Балде», в точности установить не удалось. А на нынешней выставке сказкам обоих писателей посвящен отдельный зал. Пушкинские вещи иллюстрировали множество раз, далевским повезло значительно меньше. В экспозиции представлены, пожалуй, самые замечательные изобразительные работы — те, что сделаны Еленой Дмитриевной Поленовой, сестрой выдающегося художника, к «Войне грибов с ягодами».

Судьба отпустила Александру Сергеевичу и Владимиру Ивановичу, в сущности, совсем немного встреч. Во второй раз они встретились в Оренбурге, где Даль служил чиновником по особым поручениям при губернаторе. Александр Сергеевич приехал в те края собирать материалы для своей «Истории Пугачёва». Об их совместной поездке в станицу Бёрдская Даль много писал друзьям. В третий — в Петербурге, за год до смерти поэта. В воспоминаниях Владимира Ивановича осталась забавная история о словечке «выползина» — так называли старую кожу, которую сбрасывает змея. Оно очень понравилось Пушкину, и он так «окрестил» свой новый сюртук, в котором пришел в гости к Далю. «Я эту выползину не скоро сброшу», — пошутил тогда поэт. Судьба распорядилась иначе. В этом самом сюртуке он отправился на дуэль. Когда раненого поэта привезли домой, сюртук, чтобы не причинять ему лишних страданий, пришлось распороть по швам — иначе снять его было невозможно.

Как только Даль узнал, что случилось, он тут же поехал на Мойку. «Это была их четвертая, последняя встреча, — рассказывает директор Всероссийского музея Пушкина (города Санкт-Петербург и Пушкин) Сергей Михайлович Некрасов. — Поэт встретил друга словами: «Мне приятно видеть вас не только как врача, но и как родного человека по нашему общему литературному ремеслу». Владимир Иванович оставался при Александре Сергеевиче неотлучно днем и ночью до самой последней его минуты. Удивительная вещь — они не встречались каждый день, не посещали вместе пирушек, не были близкими друзьями, но оказались воистину родными людьми и даже перешли на «ты» — как писал впоследствии Даль, «я побратался с ним для нездешнего мира». Они были нужны друг другу, и можно сказать, что судьба одного проходила пунктиром сквозь судьбу другого».

Повинуясь наказу умирающего мужа, Наталья Николаевна передала Владимиру Ивановичу перстень, который был на руке Александра Сергеевича. Эта бесценная реликвия занимает самое почётное место в экспозиции.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5543
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5191
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...