Пожалуй, никогда еще сезон фигурного катания не начинался с такого изобилия громких новостей, скандалов и интриг. А если посмотреть на ледовую арену сверху, то вот что можно заметить. По утверждению ряда СМИ, наши конкуренты, найдя поддержку в МОК, ВАДА и других международных организациях, сначала отодвинули россиян из силовых и циклических видов спорта, в том числе и при помощи допинг-разоблачений. А теперь стремятся выбить из-под нас опору и там, где допинг не оказывает влияния на результат, но где у нас есть и славные традиции, и высокие результаты сегодня.
Еще один нюанс, особенно характерный для нынешней ситуации: никогда еще в истории фигурного катания юниорки столь явно не доминировали по уровню своих программ, как это происходит сегодня. Соответственно, и вид спорта начал молодеть. Особенно ярко это проявляется у женщин-одиночниц. Чемпионка мира и Европы 2015 года Елизавета Туктамышева, которой сейчас 22 года, заявила, что она «сейчас самая старшая одиночница в мире и это дает какую-то своеобразность». И ведь она не кокетничает, так оно и есть.
А тем временем под разговоры среди экспертов и чиновников о том, что фигурное катание утрачивает былую красоту и обаяние, многие на полном серьезе предлагают допускать на взрослые турниры не с 16 лет, как сейчас, а с 18. Впрочем, есть мнения, что таким образом чиновники ИСУ (Международного союза конькобежцев) стремятся тупо сократить число фигуристок мировой элиты, и особенно россиянок.
«Труд» попросил прокомментировать ситуацию Сергея НОВИЦКОГО, который выигрывал в 2008-2009 годах чемпионаты России, Европы и этапы Гран-при в танцах на льду. А теперь, став тренером, работает с детьми 10-12-летнего возраста в одиночном катании, обучая их разным сложным элементам, в том числе и прыжкам:
— Уверен: и старшим фигуристкам есть чем привлечь к себе внимание, так что нет нужды огораживать их от конкуренции со стороны юных. У той же Лизы Туктамышевой множество персональных болельщиков, которые ее очень любят. Что будет дальше, трудно предугадать. В фигурном катании наблюдается такой же прогресс, как и в некоторых технологиях. И в силу определенных причин и законов природы элита здесь помолодела. Но, может быть, лет через 10 тренд поменяется.
Молодые лучше обучаемы, многие движения им проще делать. Дело не только в массе тела. В определенном возрасте происходит гормональная перестройка, которая работает против результата при современных правилах судейства. Но ведь нет смысла проводить чемпионаты мира по каждой возрастной группе. А что касается увеличения возраста, с которого допускают на «взрослые» турниры, то этот вопрос не так прост, как подают его некоторые «борцы за красоту». К тому же порог в 18 лет сыграл бы прежде всего против россиянок: нашим сильнейшим фигуристкам (кроме Туктамышевой) сейчас как раз от 15 до 18. И что же, прикажете им дожидаться своего звездного часа еще пару-тройку лет?
Разговоры насчет ограничения исполнения четверных прыжков (либо запретить их, либо давать за них гораздо меньшие оценки) пока не получили поддержки со стороны специалистов. А вот за то, чтобы разрешить их исполнять и в короткой программе, высказываются даже известные тренеры. Кстати, три с половиной оборота прыгают только Туктамышева и одна японка. А прыжки в четыре оборота могут стабильно исполнять лишь три девочки в мире, и все они россиянки.
Что ж, это все интриги большого спорта. Но полемика вокруг возраста фигуристок вполне может отразиться и на тех, кто собирается делать только первые шаги в этом многотрудном виде спорта. Скажем, будут ли мамы вести за руку своих маленьких дочек на лед, если впереди появятся новые барьеры?
— Осознание важного дела приходит годам к семи, — рассуждает тренер Новицкий. — Кто-то просто втягивается в тренировочный ритм и иной жизни уже не представляет. А кто-то чувствует особый азарт и стремится к покорению вершин — такие дети достигают наибольших успехов при равенстве прочих природных данных. Правда, таких упертых гораздо меньше. Так же и с родителями: кто-то приводит ребенка за компанию и довольствуется малым, а кто-то спит и видит свое чадо на пьедестале. Не думаю, что все изменится с принятием новых правил.
В наступившем сезоне очень ярко заявила о себе целая поросль юных талантов. Они не просто мастеровиты — из них, кажется, так и рвется страстное желание доказать: «Я еще и не на такое способна!» Жаль, если им так или иначе начнут подрезать крылья. А что дальше?
— Мне тоже интересно посмотреть, что станет с Трусовой, Щербаковой, Косторной, когда они повзрослеют, — признается мой собеседник. — Но это будет года через четыре. А пока я то и дело слышу и читаю недовольные голоса: дескать, четверными прыжками со льда вытесняются женственность и красота. Нет, с этим я не согласен. Программы юниорок привлекательны не только сложными прыжками, но и другими компонентами: музыка, костюмы, образы на льду, хореография. У них прогресс идет по всем направлениям. А за достижениями стоит адский труд. Помните об этом!