Нынешней осенью украинец Александр Усик победил чемпиона мира по версиям WBA, WBO, IBF темнокожего британца Энтони Джошуа и отобрал у него три из четырех главных поясов. А две недели спустя Тайсон Фьюри техническим нокаутом выиграл у Деонтея Уайлдера и сохранил за собой пояс WBC. Таким образом, все четыре чемпионских звания среди профессионалов-супертяжей находятся у двух белых боксеров. Редкий случай!
Если вспомнить те времена, когда боксеры начали получать громадные гонорары, а их титульные бои стали транслировать по всему миру, то последним великим белым чемпионом среди супертяжей был американец, выходец из бедной сицилийской семьи Рокки Марчиано. С 1947 по 1956 год он провел 49 боев, во всех одержал победы (в большинстве — нокаутами) и ушел с ринга непобежденным. И наступила эра чернокожих. Ярчайшими звездами среди супертяжей были американцы Сонни Листон, Кассиус Клей, Джордж Форман, Майк Тайсон, британец Леннокс Льюис. Да и между их господством в коротких перерывах поясами владели темнокожие бойцы.
Все перевернулось в 1999-м, когда титул чемпиона по версии WBO завоевал украинец Виталий Кличко. А дальше титулы получали его брат Владимир, Олег Маскаев, Султан Ибрагимов, Руслан Чагаев, Николай Валуев, Александр Поветкин. Все они — уроженцы СССР. Корреспонденту «Труда» посчастливилось общаться с великим чемпионом 1980-х американцем Марвином ХАГЛЕРОМ, недавно ушедшим из жизни. И вот что он говорил, когда все четыре пояса оказались у братьев Кличко.
«В США не убавилось талантов. Просто в 1960-х у черных парней было лишь два пути, чтобы разбогатеть, — идти в криминал или в профессиональный спорт. А в 1980-х темнокожие получили доступ к профессиям юристов, инженеров, ученых, медиков. Многие из нас теперь не хотят заниматься спортом и презирают даже физкультуру. В то время как из СССР и Восточной Европы на ринг ринулись профи, которым до того путь туда был закрыт».
А после боя Фьюри — Уайлдер в разговоре с корреспондентом «Труда» тему продолжил экс-чемпион мира Сергей Роберт ШТИГЛИЦ: «В успехах Усика видна советская школа бокса, где учили сначала правильно двигаться, защищаться, а уже потом пускали в бой. В итоге эта чемпионская схватка за три главных пояса выглядела как тренировочный бой, в котором Усик без особого труда разобрался с Джошуа. Еще одну из причин успехов белых супертяжей вижу в том, что боксерам из Восточной Европы разрешили выйти на профессиональный ринг только с начала 1990-х. Имея прекрасную советскую школу, через какое-то время они сумели адаптироваться и к профессиональному боксу. Кстати, и громкие успехи кубинских боксеров начались в конце 1960-х, когда там поработали Андрей Червоненко и другие советские специалисты...»