С каждым, даже самым небольшим кладбищем связаны какие-либо легенды, поверья, леденящие душу истории или анекдоты в жанре черного юмора. Ни с одной подобной байкой не связано только Армянское Ваганьковское кладбище в Москве, но оно имеет удивительные памятники и может рассказать несколько интересных историй.
Основанное по ходатайству армянской общины еще в XVIII веке, сегодня оно является филиалом Ваганьковского кладбища. На двух гектарах земли за стеной из красного кирпича нашли последнее пристанище тысячи людей. Последним напоминанием о них стали надгробные камни, кресты, памятники.
Подавляющее большинство армян – и в XVIII веке, и сегодня – православные. Поэтому похороны умерших проводятся по православным канонам, хотя есть и некоторые отличия, остающиеся данью культурному наследию. Так, согласно некоторым источникам, чтобы душа умершего ничем не была привязана к земле, в гроб вместе с телом кладут самые дорогие покойному предметы и украшения.
Организатор ритуала Денис Асанов рассказал, что на Армянском кладбище на похороны съезжаются все родственники и друзья. Если у кто-то нет возможности приехать, семья умершего организует приезд или перелет. Очень важно проститься с умершим, выказав таким образом уважение к нему и к его семье. По словам смотрителя, за несколько лет своей работы он не видел ни одних похорон, на которые собрались бы менее 50 человек. Поминовение усопших проводится на 7-й и 40-й дни. На 40-й день, даже если для поминок заказан ресторан или планируется застолье в доме покойного, родственники должны у могилы, на столах оставить обильное угощение. Каждый проходящий мимо должен угоститься, помянув таким образом покойного.
Смотритель Денис Асанов на могиле Тарасова. Фото автора
Армяне – народ, который свято чтит память предков. Но запущенные могилы попадаются так же часто, как и на других кладбищах. В то же время встречаются восстановленные надгробные памятники. Гранитные основания, покрытые от вековой службы зеленоватой плесенью, с датами конца XIX – начала XX века стоят под укрепленными на них новыми крестами и скульптурами. Настоящим же чудом являются часовни в северо-восточной части кладбища.
Каменное великолепие
Украшением Армянского Ваганьковского кладбища являются три каменные часовни, построенные в XIX веке на средства крупного банкира и землевладельца И.С. Ананова. Иван Семенович был известен и влиятелен. Ананьевский переулок в Москве носит свое название по фамилии банкира, на участке которого в 1887 году и проложили тогда еще «Анановский» переулок.
Часовня Ананова. Фото автора
В меньшей из трех часовен захоронен Георгий Ильич Кананов, муж дочери банкира – Варвары. Об этом сообщает сохранившаяся на одной из стен часовни надпись. Самая низенькая часовня Кананова выполнена наиболее искусно. Идеально отшлифованный камень, тончайшая резьба, дымчатая – она словно зависла над землей. Отягощает часовню только массивный современный замок, висящий на кованой двери.
Часовня Кананова. Фото автора
Жизнь Георгия Ильича Кананова была тесно связана с Лазаревским институтом, основанным Иваном и Иоакимом Лазаревыми для детей из небогатых армянских семей. Кананов был назначен инспектором этого учебного заведения в возрасте 25 лет, а последние 15 лет своей долгой жизни руководил институтом. Воспоминания о нем можно найти в дневниках Станиславского.
Адвокат Аршак Миансаров, муж второй дочери Ивана Степановича – Глены, захоронен в часовне слева, построенной из неотшлифованного камня. Одно окно с железной решеткой, к которому можно беспрепятственно подойти, закрыто куском фанеры. Немного отодвинув его, чувствуешь поистине могильный холод. На белой каменой стене, напротив закрытой на замок двери, высечен армянский крест.
На средней часовне, под которой и похоронен сам банкир, время сказалось сильнее всего. Закрытый целлофаном верх, крыша, поросшая травой и молодыми деревцами, неглубокие трещины, идущие по стенам.
Часовня Аршака Миансарова. Фото автора
Помимо часовен, исполненных в традициях Востока, на армянских могилах можно встретить такой тип надгробного памятника, который называется хачкар. Стела с вырезанным крестом и неповторимыми восточными узорами. На Армянском кладбище в Москве хачкаров несколько. Одна из самых старых стел стоит на могиле Сергея Давидовича Мелик-Беглярова, скончавшегося в 1913 году. Витиеватые узоры придают массивному камню невероятную легкость, поражают замысловатостью и проработанностью деталей.
Хачкар на могиле Рубика Шахзадяна. Фото автора
Тройное самоубийство
Один из самых удивительных надгробных памятников Армянского кладбища установлен на могиле мецената Николая Лазаревича Тарасова, который покончил жизнь самоубийством в 1910 году. Работники кладбища рассказали, что Тарасов был покровителем театра и застрелился в начале века из-за актрисы.
Согласно некоторым источникам история этой смерти в цвете лет гораздо трагичнее. Как уже писала газета «Труд», причиной самоубийства Тарасова стала его любовница, актриса Ольга Грибова. Еще один любовник актрисы, юнкер, проигрался в карты. Ольга просила деньги для юнкера у Тарасова, но тот отказал. Юнкер, после неудачи грозивший самоубийством, застрелился, на следующий день застрелилась Ольга Грибова. Тарасов, узнав о ее смерти, покончил с собой аналогичным способом.
Родственникам 28-летнего мецената пришлось приложить немало усилий и потратить круглую сумму для того, чтобы молодой самоубийца был похоронен на кладбище. Создателем надгробного памятника стал скульптор Н.А. Андреев. На постаменте из красного гранита стоит каменное кресло, откинувшись на которое, с бессильно опущенной рукой лежит отлитая из бронзы фигура молодого мецената. Говорят, что именно в такой позе был найден умерший. Лицо, невозмутимое и спокойное, сделано с посмертной маски. По бокам кресла высечены плакальщицы, поддерживающие фигуру мецената.
Когда-то памятник окружала высокая кованая ограда из девяти сегментов, каждый из которых был изготовлен в Венеции по наброскам Андреева. Рисунок узорчатой решетки причудливо изображал райский сад с павлинами и гроздьями винограда. По бокам входа стояли архангелы Гавриил и Михаил. Сегодня часть проржавевшей ограды лежит рядом с гранитным постаментом, другая, покосившись, все еще стоит.
В советское время скульптура была почти полностью утрачена. Сохранилась только голова Тарасова, которая долгое время находилась в музее МХАТа. В 1991 году на могиле была установлена копия скульптуры работы Ю.Г. Орехова и С.Г. Мальяна.
Надгробье Тарасова. Фото автора
Вместо послесловия
На Армянском Ваганьковском кладбище похоронены и известные персоны: писатель Андрей Платонов, писатель и журналист Мариэтта Шагинян, чемпион мира по шахматам Тигран Петросян, актриса Надежда Румянцева, композитор Микаэль Таривердиев. Это кладбище не посещают готы или сатанисты. Случаев вандализма работники кладбища не помнят. Тихо и размеренно живет своей жизнью Армянское Ваганьковское, уже полтора века скрывая свои надгробия от посторонних взглядов за высокой каменной стеной.
Могила Надежды Румянцевой. Фото автора
На протяжении веков армяне вынуждены были переселяться с места на место из-за притеснения со стороны других народов. Беженцам приходилось оставлять родные земли и могилы праотцов. Поэтому в 1998 году слева от входа на Армянское кладбище был установлен памятник «Оставленным могилам».
Памятник "Оставленным могилам". Фото автора
«Памятник возведен в честь тех, кого уже нет в живых и чьи места последнего приюта недоступны для поклонения родным и близким», – гласит текст на мемориальной табличке. Те, кто не может лично посетить могилы предков и родственников, несут цветы и свечи к женской скульптуре с крестом в руках. Подножие этого памятника никогда не пустует.