Главная Культура 14:50 15 Июня 2018 1924
Флейта оказалась не только волшебной, но и настоящей

Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко завершил сезон видеопоказов

Сергей Бирюков
В слегка перемудренном спектакле героям трудно выбраться из лабиринта виртуальных сценических ухищрений. Фото предоставлено Театром имени Станиславского и Немировича-Данченко

В «Волшебной флейте», показом которой в четверг Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко завершил сезон кинодемонстраций постановок знаменитого оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе (Франция), волшебства было хоть отбавляй. Но не такого, как обычно, не пестрятины фантастических замков и кишащих монстрами дебрей. Постановщики сделали попытку рассказать философскую сказку языком современного театра, который, пользуясь самыми разнообразными медиа, в то же время не скрывает и даже подчеркивает, что он – ТЕАТР, который делается вживую, здесь и сейчас. Временами в этой непосредственности авторы спектакля переусердствовали. Но порой поднимали разговор с Моцартом и со зрителем до неожиданного в этой почти детской истории трагизма.

«Волшебная флейта» – одна из самых ставимых опер. Ее смысловая многослойность, от наивного по видимости сюжета до тайных масонских шифров, от незатейливой любовной истории до парадоксального жонглирования образами добра и зла, рождает сотни трактовок, среди которых можно встретить и добросовестные инфантильно-волшебные, и предельно жесткие, выводящие на тематику авторитаризма и тоталитаризма.

В версии британского режиссера Саймона Макберни есть признаки и доброй сказки, и жесткой (в меру) иронической притчи. Его мудрец Зарастро – житель «верхнего мира», парящего на вознесенной над сценой платформе – прекрасен в своих суждениях и ариях, но то, как его мир-звездолет сжигает и давит своими световыми соплами обитателей грешного «нижнего мира», которых он вообще-то сильно обидел (отнял у Царицы ночи дочь Памину), вызывает содрогание.

Важнейшая сторона спектакля – сплетение хитрой сценической механики (этих самых летающих платформ, полупрозрачных занавесей и пр.) с видеопроекцией, которая творится здесь и сейчас: съемка идет с простой меловой доски или столика с нехитрым реквизитом, которые оптика превращает в огромные фигуры и объекты. Иной раз трудно понять, что здесь реально присутствует, а что лишь видеопризрак – например, явление трех мальчиков на вот такой летающей платформе за проецируемым на тюль узором из масонских стрел.

Великолепен замок Зарастро – это на самом деле обыкновенная книжная полка, увеличенная проекцией до гигантских размеров; сдвигается вглубь книга – открывается ход в бездонную черноту, в которой вдруг является фигура кого-то из «посвященных».

Не все (по крайней мере мне) было понятно. Например, почему Папагено, веселый спутник принцаТамино, весь спектакль таскает на себе стремянку. Он же птицелов, а не плотник. Или это знак его приземленности, невозможности для него подняться так же высоко, как Тамино с Паминой? Несколько ступенек вверх – и тупик. Но эта доминанта его характера и так понятна, зачем излишне нагружать актера – реквизитом, а зрителя – ложной многозначительностью?

Или – почему три мальчика выглядят такими зловещими зомби, рядом с которыми глаз бодрится на эротичных трех дамах в стиле милитари? Чтобы показать неоднозначность деления на добро-зло в этой сказке? Но Зарастро-то выходит все-таки скорее хорошим, чем плохим, хотя временами и похож на велеречивого политического лидера из G7, а может, из ШОС. Но к концу он настолько раздабривается, что даже прощает Царицу ночи, и она охотно присоединяется к общему веселью.

Вообще игра в театральные приемы, по-моему, чересчур увлекла Макберни. Иногда это работает – например, когда музицировать на волшебной флейте и колокольчиках (они здесь вполне реальные, а не бутафорские) выходят музыканты из оркестра. Но часто такое смакование кажется нарочитым – допустим, когда назойливо педалируется работа видео- и звукооформительницы, примитивным способом производящей всякие рисунки и шумы, увеличиваемые и усиливаемые аппаратурой на весь зал. Или уход Папагено с Папагеной в публику, в результате чего ты больше следишь за лицами зрителей, которым в это время, возможно, отдавливают ноги, чем за знаменитым виртуозным дуэтом.

Но вот по части виртуозности и моцартовской стильности – снимаю шляпу перед командой дирижера Пабло Эраса-Касадо. Точна и увлечённа работа Фрайбургского барочного оркестра и хора «Английские голоса» – кстати, без признаков назойливого аутентизма. Великолепны интенсивно проживающие свои роли и вокальные партии солисты – Станислас де Барбейрак (Тамино), Мари Эриксмуэн (Памина). Особо хочется отметить баритона Йозефа Вагнера (Папагено), баса-профундо Кристофа Фишессера (Зарастро) и нашу Альбину Шагимуратову, которую я даже не сразу узнал за гримом уродливой старухи-Царицы. Альбину мне привычнее относить к белькантовым, а не моцартовским сопрано. Тем не менее, первую из двух арий героини она исполнила с точностью и остротой бриллиантовой огранки; во второй, может быть, чуть дала себя знать усталость, но это тоже было здорово.

А вот чем спектакль, пожалуй, превзошел все постановки «Флейты», до сих пор мною виданные – это драматическим накалом РЕЧЕВЫХ эпизодов, которые обычно подаются милыми, а то и скучными прокладками, порой же вовсе опускаются, чтобы не тормозить музыкальное действие. В реальности, показывает нам Макберни, эти фрагменты, с должной насыщенностью сыгранные, цементируют драматургию в крупные блоки, придавая всему спектаклю небывалую устремленность. Столкновение матери, желающей убить своего бывшего возлюбленного, и дочери, нашедшей в нем своего доброго покровителя (а похоже, и отца) вырастает в сцену, достойную греческой трагедии. И музыка арии Царицы после этого воспринимается не просто головокружительным виртуозным приключением, а уносит в мир апокалиптических моцартовских образов из его Реквиема, писавшегося параллельно с «Флейтой» … Ради такого можно простить режиссеру и временные приступы суетливости.

Жаль, что цикл видеопоказов из знаменитого оперного фестиваля, длившийся весь сезон и подаривший нам встречи с замечательными спектаклями и постановщиками («Кармен» Дмитрия Чернякова, «Пеллеас и Мелизанда» Кэти Митчелл, «Электра» Патриса Шеро, дирижерские работы Эса-Пекка Салонена и других маэстро), на этом закончился. Впрочем, в будущем сезоне нам обещают показы из брюссельского театра La Monnaie. Достойное продолжение!

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9462
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7161
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?