Руководители ведущих московских театров и творческих вузов подвели итоги карантинной весны и заговорили о перспективах. Они есть, но скрываются в густом осеннем тумане.
«Театр и пандемия: новое пространство и новая реальность» — так называлась онлайн-конференция, присутствовал на которой и корреспондент «Труда». И тут разговор с ходу зашел о потерях материальных. Об их масштабе говорит цифра, приведенная директором МХТ имени Чехова Мариной Андрейкиной: если в предкризисное время их театр зарабатывал 50- 60 млн рублей ежемесячно, то сейчас дохода просто нет. И многие даже из первоочередных задач отложены до лучших времен — дай бог хотя бы платить работникам зарплату.
С этой обязанностью ведущие столичные коллективы пока справляются, но даже они признаются, что средств хватит еще на пару месяцев, а потом... Приходится рассчитывать на более мощную поддержку государства, хотя с протянутой рукой и так выстроилась огромная очередь.
По словам директора «Ленкома» Марка Варшавера, его коллектив возвратил зрителю 80% денег за билеты на отмененные спектакли. А вот Театр мюзикла возместил только 6% долга, хотя Михаил Швыдкой заверил, что зрители «относятся к этому с пониманием». Директор Российского академического молодежного театра Софья Апфельбаум сетует: детские коллективы оказались в самом невыигрышном положении, поскольку бдительные родители и педагоги стали отказываться от заявок на посещение еще в феврале, при первых слухах о грозящей эпидемии. А заявки эти чаще коллективные, то есть достаточно дорогие:
Разумеется, главный капитал театров — их постановки. Здесь у трупп, как правило, есть задел. Так, несколько новых спектаклей Большого уже готовы примерно на 70%, утверждает его гендиректор Владимир Урин. Впрочем, позволим себе прокомментировать слова Владимира Георгиевича: так было на момент прекращения работы, но спектакль не табуретка, которой от простоя ничего не сделается. Восстановление уже сделанного потребует времени и усилий.
Интересный факт привел худрук Театра имени Пушкина Евгений Писарев: в начале апреля они еще пробовали продавать билеты на май и июнь. И ведь купили: ровно 10 зрителей, причем самые дешевые места и (внимание!) исключительно на комедии. Вывод: репертуарную политику в ближайшее время, похоже, придется менять.
По словам главы департамента господдержки искусства и народного творчества Министерства культуры России Оксаны Косаревой, на экспериментальные спектакли денег в ближайший год точно не будет, финансы выделят на постановки, понятные широкому зрителю и имеющие кассовый успех.
Кстати, о кассе. Обращу ваше внимание на слова Владимира Урина о том, что ценовую политику, скорее всего, придется менять в сторону удешевления билетов, учитывая похудевшие за время кризиса кошельки зрителей.
И все же, надеются специалисты, в сентябре театры смогут вновь принять зрителей. Правда, не исключено, что даже после официального разрешения представлений люди будут бояться инфекции, и посетителей придется рассаживать через ряд или через место.
Но несомненно одно: зрители уже сейчас скучают по театрам, а театры — по зрителям. Онлайн-показы спектаклей только региональных театров за время карантина посмотрели около 8 млн. А если учесть и трансляции Большого, Мариинского, Вахтанговского, Александринки, МХТ им. Чехова...