Главная Культура 00:20 15 Мая 2015 2469
Пушкина с Пелевиным не скрещивать!

Актер Сергей Гармаш - о новых сюжетах в творчестве и жизни

Виктория Пешкова

Проект «Театральная провинция» («Труд» уже писал о нем в номере от 10 апреля 2015 года) стартовал лишь месяц назад. И вот после удачного дебюта с МХТ им. Чехова в Калуге — новый шаг: в Туле состоялась первая онлайн-трансляция из театра «Современник». Однако с ведущим актером легендарного московского театра Сергеем Гармашем мы говорили не только о театре, но и о том, что происходит со всеми нами.

— Сергей Леонидович, онлайн-трансляции спектаклей — антикризисная мера или реальная альтернатива полноценным живым гастролям?

— Конечно же, никакой альтернативы живому театру быть не может. «Театральная провинция» просто приближает театр к тем людям, которые не могут приехать в Москву и увидеть все своими глазами. Раньше театры по стране много ездили: система гастролей была иная. Сегодня за счет продажи билетов гастроли можно окупить только в очень больших городах. В Туле, где в режиме онлайн показали наш спектакль «Три сестры», население не превышает 500 тысяч, а сколько по стране городов, в том числе областных центров, где жителей и того меньше? Туда такой театр, как «Современник», не доберется по совершенно объективным причинам. И если у нас появилась возможность сделать это с помощью современных технологий, этому можно только радоваться.

— Онлайн-трансляция может стать самостоятельным жанром?

— Это технический прием, не более того. Самостоятельный жанр — это телеспектакль, когда постановку снимают специально, а затем монтируют. Здесь же камеры работают прямо в зале, и зритель за сотни километров от Москвы понимает: все играется вживую, происходит здесь и сейчас. И если технология будет доработана с учетом разницы во времени, эти трансляции можно будет распространить на всю стану, и Владивосток будет смотреть спектакль «всего лишь» с опозданием на 9 часов.

— Как отбирались спектакли для проекта?

— Отбор еще впереди. «Три сестры» — пилотный вариант, чтобы понять, какие из наших постановок лучше всего подходят для трансляции. В любом случае мы постараемся показать онлайн лучшие наши спектакли.

— Вы как-то признались, что после стольких «настоящих полковников» хотите сыграть человека слабого...

— Сильных, жестких, волевых персонажей я сыграл немало. Это, если хотите, шлейф (не люблю слово «амплуа»). Отклеить от себя типажность в кино очень трудно. Были случаи — в «Поклоннике» у Николая Лебедева или в «Механической сюите» у Дмитрия Месхиева, — когда мне это удавалось. Надеюсь, еще представится такая возможность, хотя прекрасно понимаю, что мое желание может не совпасть с желанием режиссера.

Впрочем, главное для меня не то, насколько силен или слаб мой персонаж, а насколько он сложен. Вы «Весну на Заречной улице» помните? Сколько фильму лет? Почти 60. Нет сейчас таких отношений производственных. И любовь выражают сегодня иначе. Но люди все равно смотрят это старое кино. Почему? Объяснений может быть много, причина одна: если картина хорошо снята и хорошо сыграна, ее будут смотреть и пересматривать. Как хорошую книгу читают и перечитывают спустя десятки, а то и сотни лет после того, как она была написана.

— Да мы последнее читающее поколение! Дети наши читают с неохотой, а внуки вообще разучатся это делать...

— Меня тоже тревожат такие мысли. Ребенку с раннего детства объясняют, что зеленку лучше не пить, а пальцы в розетку не совать. И раз уж интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни и изолировать от него ребенка невозможно, значит, нужно ему в первом же классе объяснить разницу между книгой и интернетом. И то и другое приносит пользу, но даже с точки зрения физиологии почерпнутое из книги и считанное с экрана воспринимается по-разному. Доступ к знаниям и доступ к информации — не одно и то же. И понимать эту разницу необходимо.

— Второй кит, на котором держится воспитание, — история. Вы ею еще в школе увлеклись. Что думаете по поводу единого учебника?

— Мне кажется, пока это вряд ли получится. Я стараюсь избегать рассуждений на политические темы, поскольку считаю, что имею право говорить о политике только языком театра и кино: я артист и должен заниматься своим делом. Но тут случай особый... Наша история сплошь построена на крайностях. То мы церкви ломаем, то ставим их возведение чуть ли не на поток. Последнего императора и его семью канонизируем, но станцию метро «Войковская», названную в честь одного из главных инициаторов убийства членов царской фамилии, не переименовываем. Аналогичных примеров в мировой истории немало. Оливер Кромвель замахнулся на устои британской монархии и немало поспособствовал тому, чтобы Карл I лишился и короны, и головы. После восстановления на троне короля Карла II останки лорда-протектора выкопали из могилы, повесили, затем четвертовали и, наконец, кажется, сожгли. Однако памятник в Вестминстере ему установили, и никто его не сносить не собирается, хотя Англия остается монархией. Личностей, сыгравших в русской истории весьма неоднозначную роль, огромное количество. И на то, чтобы каждой отвести соответствующее место, ничего не замалчивая и ничего из истории не вымарывая, потребуется немало усилий и еще больше — времени.

— Третьим китом прежде считалось искусство — «Чувства добрые я лирой пробуждал...» Но сегодня оно заточено больше на развлечение, не так ли?

— Русский философ Иван Ильин говорил: никогда не жалуйся на время, в котором живешь, ибо ты рожден для того, чтобы сделать этот мир лучше. Если так не думать и не пытаться так работать, то зачем вообще нужен театр? Тогда это не театр, а секта. Когда в Москве только начиналось широкое студийное движение, всех увлекала стихия эксперимента: мы — вот такой театр, нам зритель и не нужен вовсе. Но иссякал эксперимент и: заканчивался «вот такой театр». Театр не может существовать без зрителя. Нелепо, конечно, перед спектаклем собираться и обещать друг другу играть сегодня так, чтобы все рыдали, чтобы все, кто в ссоре, немедленно помирились. Но если после спектакля хотя бы 20 зрителей из 800 задумаются о том, как и для чего они живут, значит, мы не зря работали.

— Русский театр старался отыскать лучшее в человеке, в зрителе, а сейчас режиссеры словно соревнуются, кто больше мерзости в нем откопает. Где та грань, за которую театр переступать не должен?

— Думаю, грани определены изначально: театр не может позволять себе пошлость, аморальность и политику в голом виде. Остальное, думаю, можно рассматривать как поиск новых путей и форм. Но я совершенно не приемлю, когда в Чехова, Достоевского или Пушкина начинают что-то дописывать «от себя». Вместо того чтобы запрещать матерный язык — он ведь неотъемлемая часть нашей жизни, как ни крути, — задумались бы лучше о том, как защитить классическое наследие. Здания, возведенные Росси, Щусевым или Кваренги, не может владелец перестроить по собственному усмотрению — памятник есть памятник. Вот и для классики надо бы такой статус ввести: Пушкина с Пелевиным скрещивать не надо.

 

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5520
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5165
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...