Главная Культура 00:19 15 Марта 2024 5764
Мир, который построил Александр Константинов

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый был гениален. А тут наш современник... Однако выставка «Александр Константинов. От линии до архитектуры» в Третьяковской галерее, где выложили мозаику из сотен скульптурных и графических произведений мастера, предоставленных семьей автора и самой ГТГ, убеждает: создатель этого ансамбля работ, строгих и лирических, был художником ренессансного типа, несмотря на присущий ему минимализм.

Биография Александра Константинова (1953–2019) будто вобрала в себя две жизни. В одной он был ученым и долго не покидал кафедру в Московском университете электроники и математики. В другой... Впрочем, и как художник он включил научный взгляд на мир в свой инструментарий следуя логике чисел и структур не менее строго, чем законам искусства, тоже, как известно, не чуждым математических соотношений. К слову, взаимодействие науки и пластического творчества теперь все больше волнует художников, отчего наследие Константинова лишь набирает в актуальности.

Доктор физико-математических наук, кажется, мог бы воспринимать искусство как хобби. Однако Константинов был из тех, кто про себя может сказать: «Во всем мне хочется дойти до самой сути».

Занятия рисунком, начатые в юности, постепенно превратились в лабораторный метод. Эксперименты с различными техниками и материалами вели от уютных пейзажей и эстетских рельефов к исследованию потенциала плоскости, линии, фактуры, к поискам в трехмерном пространстве. Пробуя себя как скульптор, Константинов не просто изображал окружающий мир, но создавал объекты, не пересказывающие на литературный лад реальность, а трансформирующие ее.

Именно на скульптуру мастера в начале 1990-х обратили внимание сотрудники Третьяковской галереи, оценив ее столь высоко, что новичка сразу приняли в стенах музея. Риск? Безусловно, да ещё и произведения такие не всякий зритель поймёт.

К счастью, тогда арт-сообщество переживало обновление, искало нестандартные пути, жаждало экспериментов. Музеи распахнули двери перед авторами, еще в середине 1980-х не имевшими шансов туда попасть: этого не допустило бы министерство культуры СССР, дававшее добро на закупку произведений.

Тогда я работала в Третьяковке и видела, как наводятся мосты между классическим музеем и современным искусством, как новые имена пополняют собрание. В ту пору мы часто ходили по мастерским и выставкам в поисках необычного и достойного. Разумеется, приоритет отдавался авторам со стажем, известным в кругу коллег, но ещё не получившим должной оценки культурного истеблишмента. Тут выяснилось, что и в Минкультуры не сплошь замшелые чиновники. Во всяком случае, почти все заявки на приобретение работ самых разных авторов, присланные из ГТГ, в ведомстве подписывали без возражений.

К участнику творческого объединения «Эрмитаж» Константинову, не имевшему мастерской, мы шли не без волнения. И хотя не могли сдержать восторга, увидев в тесной «хрущобе» коллекцию отличных работ, все же гадали, одобрит ли наш выбор директор. В тот период ГТГ возглавлял художник-монументалист Юрий Королев. Теперь его память чтят за то, что в годы экономической разрухи он сумел провести реконструкцию обветшавшего исторического здания в Лаврушинском переулке. И только самые старые сотрудники помнят, что Королев обладал прекрасным «глазом» и искренне любил искусство. А значит, поддерживал стремление наполнить фонды новаторскими произведениями.

С того похода к Константинову мы принесли директору кипу фотографий, взглянув на которые он сразу попросил привезти оригиналы. После чего принял решение: делаем молодому художнику «взрослую» персональную выставку. В 1992-м именно Константинов стал одним из первых современных авторов, чья экспозиция состоялась в залах Новой Третьяковки.

Так был дан мощный старт карьере Константинова в кругу профессионалов. Поясню, под этим подразумевается деятельность автора, который имеет специальное образование и зарабатывает себе на хлеб именно творчеством. На другом полюсе художник самодеятельный, вроде любителя-актера, который днем трудится на заводе, а вечером играет на клубной сцене. Нередко таких самородков причисляют к категории «наивных», или примитивов (ничего обидного, просто термин). Порой их работы попадают в музеи... Константинов же с его аналитической интеллектуальной манерой, чуждой имитации реальности, попал в обойму «главных» мастеров актуального искусства. Впрочем, в начале 90-х никто ещё не мог угадать, как далеко он в этом направлении продвинется.

Спустя десяток лет его, уже мэтра, приглашали лучшие музеи. Внимание художника переместилось на крупные формы, однако он стал не скульптором-монументалистом, а дизайнером архитектурных пространств. В нулевые от серий отдельных произведений он перешел к городским панно-полиптихам, образующим грандиозные композиции на основе прозрачной пленки и оргстекла. Москвичам запомнился «Белый квартал» во дворе Гравюрного кабинета ГМИИ имени Пушкина: легкие фальшстены, будто забинтованные скотчем, разрывали шаблоны восприятия. Словно вырос до гигантских размеров негатив итальянской гравюры.

Затейливо был обыгран и образ Третьяковской галереи в честь ее 150-летия: казенный вход в здание на Крымском Валу окружили «Блуждающие стены» — подобие васнецовского фасада в Лаврушинском переулке. Не имитация, а вольная трактовка, где цвет краснокирпичных «стен» был заменен небесной синью. Трудоемкую ручную работу, когда рисунок выклеивался с помощью цветного скотча на полотнищах пластика, выполняли студенты — архитекторы, искусствоведы, художники, — получая зачет о прохождении практики.

Еще ярче преображение пространства развернулось на природе — то в дачном поселке под Москвой, то в парках «Фили» и «Сокольники», то на фестивале в Никола-Ленивце, а то и в Альпах, где Константинов в своей фирменной технике «нарисовал» ледник. Художник изменял уличный контекст в городах Европы, «одевал» в воздушные наряды из алюминия автобусные остановки в Японии, создавал акустическое ограждение железной дороги в Люксембурге. В блистательных инсталляциях, урбанистических и ландшафтных, он продолжал пластические идеи собственной графики. Но эти «гравюры» переросли формат листа бумаги и превратились в колоссальные декорации, трансформируя облик публичных и частных зданий России и Европы.

Прославившись по обе стороны Атлантики как мастер оригинальных инсталляций из цветного скотча, Константинов осваивал новые материалы и переключался на реальную архитектуру. Настал момент, когда «Яузапроект», строивший микрорайон в Обнинске, поручил мастеру оформление фасадов и ландшафтов. Увы, этот и последующие творческие планы перечеркнула внезапная кончина мастера.

Но ведь выставка (а к экспозиции в Третьяковке добавим и инсталляцию «Дом из воздуха и линий» в Доме культуры «ГЭС-2») — это и повод пофантазировать за художника. Для этого надо лишь очень внимательно всмотреться в его творчество.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5598
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5251
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...