Главная Культура 00:14 15 Марта 2024 3971
Переведу через Майдан. Спросить Паниковского

Едва НТВ завершил показ политического боевика «ГДР», как «Первый» запустил сериал в том же жанре - «Переведи ее через Майдан»

Сергей Беднов
Что нового мы узнали из этих сериалов? Да ничего. А вывод один: избави нас судьба от любых Майданов. Фото: Siarhei Balai/Zumapress.com, globallookpress.com

Уже из названий понятно, что действие одного отправляет зрителей в советские времена, второго — на Украину десятилетней давности. Если попытаться приписать этим проектам философский смысл, то он крутится где-то между утверждениями Конфуция «Не дай вам бог жить в эпоху перемен» и Тютчева «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Впрочем, русский поэт приписал эти слова Цицерону, кайфующему от зрелища падения Рима. А рядовым-то гражданам поди несладко приходилось.

Драматургическое сходство между «ГДР» и «Майданом» очевидно: и тут и там главные герои — сотрудники спецслужб: советский разведчик Александр Нечаев и подполковник СБУ Игорь Мельник. Вполне закономерное решение сценаристов, позволяющее на фоне политических интриг устроить захватывающий экшен. И начало у проектов бойкое: автомобильная погоня на улицах Западного Берлина, ограбление банка в Донецке. С визгом тормозов, стрельбой и прочей дребеденью. Еще один плюс в пользу «агентуры» — уверенность зрителя в том, что без ее прямого участия не обходится ни один государственный переворот. Наверное, так оно и есть на самом деле. Ведь что ни копни — нашу ли перестройку, «оранжевую революцию» — везде обнаружишь торчащие уши агентов ЦРУ, МИ-6 и прочих контор.

В вышеупомянутых сценах обозначается и политическая составляющая. Гонки запараллелены с пролетом Матиаса Руста над европейской частью нашей необъятной родины. А деньги, похищенные в столице Донбасса, как выясняется, были предназначены для президентской кампании Виктора Януковича.

Пересказывать содержание сериалов бессмысленно. Шпионских сюжетных линий в них так же много, как мировых спецслужб. Плюс несколько любовных и родственных. Главный манок для аудитории не в них, а в выведенных на экран реальных политических фигурах. И в поднимаемых вопросах: почему развалился Советский Союз? Почему случился Майдан?

И вот тут обнаруживается значительная разница. Про события в Киеве, начавшиеся в 2013-м, мы знаем все. Оценку им на протяжении десятилетия изо дня в день давали телевизионные пропагандисты. Любого зрителя разбуди ночью, спроси, что к чему, и он отчеканит: Янукович — слабый, нерешительный, зато законный. Тимошенко — интриганка и хищница, легко меняющая образ в зависимости от корыстных интересов. А непосредственно Майдан — место сборища бандеровцев, наркоманов, сбитых с толку малолеток и затесавшихся между ними западных кураторов, раздающих госдеповские печеньки. Образы, созданные в «Переведи ее:», этим представлениям соответствуют и потому узнаваемы, что, конечно, с одной стороны, хорошо. С другой же — возникает ощущение, что ты смотришь экранизацию эпопеи «Вечера с Соловьевым», дополненную второстепенными художественными деталями. Хотя нескольких политических фигур в этом кино явно не хватает. Например, было бы интересно посмотреть, чем в те критические месяцы занимался в Киеве посол РФ Зурабов?

С историческими личностями, выведенными в «ГДР», все значительно хуже. Единого взгляда на людей, приведших к «крупнейшей геополитической катастрофе», у нас нет, поскольку масштабная оценка им на государственном уровне не дана. А жаль. Что-то подобное ХХ съезду КПСС нам, может, и не нужно. Но какой-то официальный вердикт по отношению к партийным товарищам, развалившим страну и тем самым заложившим ростки будущего Майдана, вынести, наверное, следовало бы...

Хотя поздно. Споры на тему, дали Горбачев с Ельциным надежду или, напротив, отняли уверенность в будущем, становятся уделом стариков. Те, кому сегодня до 35, судачат не о тех, кто позволил им путешествовать по всему миру (они и имена-то их путают), а о «мешающих» этому сегодня.

От «ГДР» же зрители ждали оценки непосредственных свидетелей эпохи. Им (режиссеру и сценаристам) во времена перестройки было около 20. Наверное, все на «Ассу» по нескольку раз ходили, «Перемен» пели хором под гитару. Вот и Горбачева авторы делают поклонником этой кинокартины и даже знатоком творчества Виктора Цоя. Но при этом не уходят от шаблонного представления тех лет о генсеке как о матером подкаблучнике. Едва ли не все свои решения в сериале он согласовывает с Раисой Максимовной.

Будущий первый президент СССР вообще выглядит оторванным от реальности. Он откровенно наивен. Скажем, беспрекословно доверяет министру иностранных дел Шеварднадзе, ласкающему слух босса сказками о грядущем рае, в котором тот будет дружить с Америкой и рулить Европой, но мечтающему о собственном троне в независимой Грузии. Верит он и западным «партнерам», пообещавшим не продвигать НАТО на восток после вывода советских войск из стран Варшавского договора. Кажется, зрителю следует понять: печальный вывод «нас опять обманули» имеет глубокие исторические корни. Даже смешно в итоге получается.

Что нового мы узнали из этих двух сериалов? В принципе ничего. А вывод один: избави нас судьба от любых Майданов. Особенно если указать тебе путь через него возьмется «слепой», как некоторые власть имущие, Паниковский. Который, даже если и переведет, все равно обчистит.

 

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5598
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5251
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...