
«Мы будем усиливать меры безопасности на выставке и во время транспортировки», — сказал глава Русского музея Владимир Гусев, собрав журналистов на демонтаж знаменитого полотна Ильи Ефимовича Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Картина отправилась на выставку в Третьяковскую галерею по случаю 175-летнего юбилея ее автора. К чувству законной гордости примешивалось чувство тревоги, легко объяснимое после недавней кражи из Третьяковки картины Куинджи.
Тревожное чувство возникло не только у меня одной, вот и директор Русского музея, напутствуя репинское полотно, сделал акцент на охранных мероприятиях. Хотя для художественного полотна такого размера воры едва ли представляют главную опасность. Она исходит от другого.
Владимир Гусев напомнил: с тех пор как в 1938 году картина пополнила коллекцию Русского музея, она только раз покидала его стены. В 2002 году «Госсовет» выставлялся в Георгиевском зале Кремля и в выставочном зале государственных архивов, куда полотно перевозили специальным транспортом с поддержанием нужной температуры. Это значит, что картина размером 4?8 метров, т. е. 32 «квадрата», была снята с подрамника и доставлена в Кремль. Там демонстрировалась пару дней, после чего опять была демонтирована, перевезена и выставлена в зале на Большой Пироговской.
То есть за одну поездку с учетом возвращения на свое место в Русском музее репинский холст столетней давности был снят и снова натянут на подрамник шесть раз. Плюс накатка картины на специальный вал, на котором она перемещается, что, конечно, обернулось неизбежными повреждениями по кромкам. А хранителям-профессионалам известна слабая связь живописного слоя и грунта на холстах И.Е. Репина. Любое механическое воздействие — в том числе и степлером, скобками — способно повредить краски. И вот сейчас все это снова картине предстоит пережить.
«Полотно картины скатано и раскатано при отъезде из Русского музея в Третьяковку и обратно, но реставраторы очень профессиональные», — постаралась успокоить культурную общественность, но фактически подтвердила опасения заместитель директора Русского музея Евгения Петрова во время демонтажа картины. Перевозить такую хрупкую вещь — чтобы потом дать работу реставраторам? Почему мы должны рисковать уникальнейшим художественным памятником? Ведь при наличии современных музейных технологий можно сделать прекрасную копию, которая при известном желании тоже может стать арт-объектом, и самолюбие кураторов выставки от этого нисколько не должно страдать. Но...
Далеко не все старые картины в коллекциях нашей страны путешествуют по свету — как раз исходя из приведенных выше причин. Музейщикам известна практика, когда и в Эрмитаж не все произведения старых мастеров отпускают. Как отметила заместитель директора Русского музея по научной работе, «решение передать «Госсовет» в Третьяковскую галерею далось непросто». Но все-таки далось... «Это одна из центральных работ Репина в экспозиции, она занимает целый зал, и для нас это означает на несколько месяцев эту работу изъять и чем-то заменить, чтобы это пространство нормально функционировало», — объяснила она. Полотно столь грандиозного размера и веса требует особого внимания даже в постоянной экспозиции, без всяких стрессовых перемещений.
Картину, посвященную заседанию учрежденного Александром I Госсовета, Репину помогали создавать ученики — Б.М. Кустодиев и И.С. Куликов. На полотне изображен 81 исторический персонаж. Все они государственные деятели, заседавшие в Круглом зале Мариинского дворца, в центре Николай II и представители императорского дома, занимавшие важные посты в государстве. Если уж эту картину нельзя вернуть в Мариинский дворец, то очевидно, что ее лучше вообще не тревожить, никуда не перевозить. Впрочем, у всей этой суеты с перемещением есть еще одна — затаенная — цель.
Всего в Третьяковку из Государственного Русского музея отправят 54 живописных и 24 графических произведения Ильи Ефимовича. А в музее говорят, что снимают всего Репина, чтобы зачистить залы первого этажа перед грядущей реконструкцией. Которая, как мы помним, влечет за собой проломы исторических стен, окон, изменения планировки, отделки в том числе и парадных залов, изменение объемов здания Михайловского дворца, являющегося великолепным памятником архитектуры. До сих пор не было ни одного собрания коллектива музея, на котором его сотрудникам сказали бы, что их ждет, к чему готовиться, что куда переедет, какие залы останутся под экспозицией, какие — нет.
Идейный вдохновитель этой варварской затеи — бывший заместитель министра культуры Георгий Пирумов. Он сейчас в тюрьме, отбывает срок за коррупцию. Накануне ареста согласовал задание на проект реконструкции Михайловского дворца, которая, кроме прочего, является дерзким вызовом Федеральному закону 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия». Закон запрещает то, что проект реконструкции как раз предусматривает: проломы стен, окон, установку новодельных конструкций, уменьшение экспозиционных площадей, перекрытие внутренних дворов, изменение объема и пространства самого дворца — памятника федерального значения, построенного Карлом Росси.
Самое крупное в мире собрание русского искусства сегодня под угрозой. Насилие над ним совершается публично, у всех на глазах. И не говорите потом, что вас не предупреждали!