Главная Культура 00:28 15 Февраля 2019 11664
Картина Репина уехала не попрощавшись

Что стоит за нынешним путешествием знаменитого полотна из Петербурга в Москву

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Речь идет о картине «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения»

«Мы будем усиливать меры безопасности на выставке и во время транспортировки», — сказал глава Русского музея Владимир Гусев, собрав журналистов на демонтаж знаменитого полотна Ильи Ефимовича Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Картина отправилась на выставку в Третьяковскую галерею по случаю 175-летнего юбилея ее автора. К чувству законной гордости примешивалось чувство тревоги, легко объяснимое после недавней кражи из Третьяковки картины Куинджи.

Тревожное чувство возникло не только у меня одной, вот и директор Русского музея, напутствуя репинское полотно, сделал акцент на охранных мероприятиях. Хотя для художественного полотна такого размера воры едва ли представляют главную опасность. Она исходит от другого.

Владимир Гусев напомнил: с тех пор как в 1938 году картина пополнила коллекцию Русского музея, она только раз покидала его стены. В 2002 году «Госсовет» выставлялся в Георгиевском зале Кремля и в выставочном зале государственных архивов, куда полотно перевозили специальным транспортом с поддержанием нужной температуры. Это значит, что картина размером 4?8 метров, т. е. 32 «квадрата», была снята с подрамника и доставлена в Кремль. Там демонстрировалась пару дней, после чего опять была демонтирована, перевезена и выставлена в зале на Большой Пироговской.

То есть за одну поездку с учетом возвращения на свое место в Русском музее репинский холст столетней давности был снят и снова натянут на подрамник шесть раз. Плюс накатка картины на специальный вал, на котором она перемещается, что, конечно, обернулось неизбежными повреждениями по кромкам. А хранителям-профессионалам известна слабая связь живописного слоя и грунта на холстах И.Е. Репина. Любое механическое воздействие — в том числе и степлером, скобками — способно повредить краски. И вот сейчас все это снова картине предстоит пережить.

«Полотно картины скатано и раскатано при отъезде из Русского музея в Третьяковку и обратно, но реставраторы очень профессиональные», — постаралась успокоить культурную общественность, но фактически подтвердила опасения заместитель директора Русского музея Евгения Петрова во время демонтажа картины. Перевозить такую хрупкую вещь — чтобы потом дать работу реставраторам? Почему мы должны рисковать уникальнейшим художественным памятником? Ведь при наличии современных музейных технологий можно сделать прекрасную копию, которая при известном желании тоже может стать арт-объектом, и самолюбие кураторов выставки от этого нисколько не должно страдать. Но...

Далеко не все старые картины в коллекциях нашей страны путешествуют по свету — как раз исходя из приведенных выше причин. Музейщикам известна практика, когда и в Эрмитаж не все произведения старых мастеров отпускают. Как отметила заместитель директора Русского музея по научной работе, «решение передать «Госсовет» в Третьяковскую галерею далось непросто». Но все-таки далось... «Это одна из центральных работ Репина в экспозиции, она занимает целый зал, и для нас это означает на несколько месяцев эту работу изъять и чем-то заменить, чтобы это пространство нормально функционировало», — объяснила она. Полотно столь грандиозного размера и веса требует особого внимания даже в постоянной экспозиции, без всяких стрессовых перемещений.

Картину, посвященную заседанию учрежденного Александром I Госсовета, Репину помогали создавать ученики — Б.М. Кустодиев и И.С. Куликов. На полотне изображен 81 исторический персонаж. Все они государственные деятели, заседавшие в Круглом зале Мариинского дворца, в центре Николай II и представители императорского дома, занимавшие важные посты в государстве. Если уж эту картину нельзя вернуть в Мариинский дворец, то очевидно, что ее лучше вообще не тревожить, никуда не перевозить. Впрочем, у всей этой суеты с перемещением есть еще одна — затаенная — цель.

Всего в Третьяковку из Государственного Русского музея отправят 54 живописных и 24 графических произведения Ильи Ефимовича. А в музее говорят, что снимают всего Репина, чтобы зачистить залы первого этажа перед грядущей реконструкцией. Которая, как мы помним, влечет за собой проломы исторических стен, окон, изменения планировки, отделки в том числе и парадных залов, изменение объемов здания Михайловского дворца, являющегося великолепным памятником архитектуры. До сих пор не было ни одного собрания коллектива музея, на котором его сотрудникам сказали бы, что их ждет, к чему готовиться, что куда переедет, какие залы останутся под экспозицией, какие — нет.

Идейный вдохновитель этой варварской затеи — бывший заместитель министра культуры Георгий Пирумов. Он сейчас в тюрьме, отбывает срок за коррупцию. Накануне ареста согласовал задание на проект реконструкции Михайловского дворца, которая, кроме прочего, является дерзким вызовом Федеральному закону 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия». Закон запрещает то, что проект реконструкции как раз предусматривает: проломы стен, окон, установку новодельных конструкций, уменьшение экспозиционных площадей, перекрытие внутренних дворов, изменение объема и пространства самого дворца — памятника федерального значения, построенного Карлом Росси.

Самое крупное в мире собрание русского искусства сегодня под угрозой. Насилие над ним совершается публично, у всех на глазах. И не говорите потом, что вас не предупреждали!

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5576
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5236
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...