Главная Культура 00:22 15 Февраля 2019 3194
Русский балет надо бы защищать от самих себя

Прославленный танцовщик Вячеслав Гордеев - об искусстве высоком и не очень

Сергей Панкратов, Берлин
По словам Вячеслава Михайловича, сегодня Европу заполонили российские полупрофессиональные балетные коллективы. И это серьезная проблема

В Германии 2019 год объявлен Годом культуры России. В его программу органично вписались гастроли театра «Русский балет». О том, как важен именно сейчас культурный обмен, о необходимости бережного обращения с нашим национальным творческим наследием основатель и бессменный руководитель театра «Русский балет», в прошлом прославленный танцовщик Большого театра Вячеслав Гордеев беседует с корреспондентом «Труда».

— Вячеслав Михайлович, мы говорим с вами сразу после спектакля «Лебединое озеро». Это наша классика, ее всюду ценят, но, сказать по правде, меня столь радушный, восторженный прием берлинской публики несколько удивил...

— А что тут удивительного? У нас все спектакли в Германии заканчиваются самыми горячими овациями.

— Но есть ведь еще острые политические проблемы, которые сейчас существуют в отношениях России и ФРГ. Разве это не сказывается на отношении публики к артистам, на атмосфере в зале?

— Абсолютно нет! Как и в прошлые годы, нынче на всех наших выступлениях — полный аншлаг. Сегодня в Берлине мы давали уже пятый спектакль, а зал по-прежнему полон, и публика принимает великолепно. А ведь мы привозим в Германию «Лебединое озеро» уже более 30 лет. Наш немецкий импресарио утверждает, что гастроли с таким стажем могут попасть в Книгу рекордов Гиннесса. И никакие политические ветры не влияют на климат в концертных залах.

— И что из последней поездки вам запомнилось больше всего?

— Пожалуй, выступление в Мюнхене. У баварцев в знак высшего восторга принято топать ногами. Так вот, в Мюнхене мы пережили настоящее землетрясение. Ощущение — не передать словами! Так что слова про то, что искусство есть посланник мира, абсолютная правда. Кстати, в моей творческой биографии так сложилось, что миссию культурного посланника я выполнял не раз. И не только на Западе, но и на Востоке.

— Вы имеете в виду Китай?

— Совершенно верно. 16 лет назад «Русский балет» впервые отправился на гастроли в Поднебесную. Теперь уже мало кто помнит, что отношения между нашими странами тогда были куда более прохладными, чем сегодня. И смею думать, что регулярные и продолжительные гастроли нашей труппы тоже сыграли определенную роль в улучшении отношений между Китаем и Россией, мы с китайцами стали лучше понимать друг друга.

На наших глазах страна преображалась: из заштатных провинциальных городков выросли современные мегаполисы. Там возведены громадные концертные залы, оборудованные по последнему слову техники. Запрос на балет, на классическую музыку — колоссальный. И в том, что в Китае появилась громадная аудитория любителей классической музыки и балета, есть и наша заслуга.

— Вячеслав Михайлович, когда речь идет об искусстве как о средстве наведения мостов между странами, то вспоминаются 70-е, триумфальные гастроли Большого театра в Америке...

— Могу сказать точно: образ устрашающего русского мужика с балалайкой и медведями мы тогда развеяли. Да, это была феерия: аншлаги, овации, центральные полосы в газетах. Нас носили на руках и засыпали розами.

— И предлагали остаться?

— Мне приносили готовый контракт почти на миллион долларов — баснословные по тем временам деньги. Но у меня даже мысли такой не было. Хотя на гастролях я общался и с Барышниковым, и с Нуриевым (с последним мы дружили до самой его смерти), просто у них был свой выбор, а у меня свой.

— Так у нас опять в отношениях с американцами заморозки. Сейчас подобные гастроли пришлись бы очень кстати.

— Тогда были другие обстоятельства, в нашем лице Америка открывала для себя русских, русскую культуру. Сегодня люди имеют возможность общаться поверх политических барьеров и границ. Любой спектакль можно посмотреть в прямом эфире. Кстати, в нашей труппе сегодня танцуют три американские балерины. Они в соцсетях регулярно пишут о себе и о «Русском балете». Не хочу забегать вперед, но у нас есть идея организовать гастроли в США. Если все сложится, будем выступать на западном побережье Америки.

— Такому напряженному гастрольному графику остается только позавидовать. Когда вы создавали «Русский балет», вам, вероятно, трудно было представить, что придет время, когда в поездки можно будет отправляться без каких-либо бюрократических и идеологических препон?

— Да, это здорово, но знаете, у каждой медали есть и оборотная сторона. Сегодня Европу заполонили наши полупрофессиональные балетные коллективы. И это серьезная проблема. Потому что девальвируется русское искусство, русский балет. Вот сейчас Францию буквально наводнили маленькие, дешевые балетные труппы из России, собираю-щиеся в спешном порядке на одну поездку. В таких «агитбригадах» собраны не самые лучшие артисты не из самых лучших театров. Вот и выдает такая труппа очередную «Спящую красавицу», танцуя на одном заднике или вообще без кулис. А ведь «Спящая красавица» — это помпезный, имперский спектакль, в котором все должно быть прекрасно: и артисты, и музыкальное оформление, и костюмы, и декорации.

Раньше Госконцерт регулировал гастрольную деятельность. Степень качества допускалась только высочайшая. Сегодня же все просто: нашли деньги — и поехали. Скажем, амбициозному губернатору нужно засветиться в роли ценителя искусств — и он везет свой средненький театр на гастроли не куда-нибудь, а в Лондон, Париж. Да еще на бюджетные деньги. Вот недавно ездила на гастроли такая труппа. Представляете, давали «Ромео и Джульетту» с труппой в 13 артистов. Это же позорище! Получается, русский балет надо защищать и от самих себя...

Такие зрелища отпугивают настоящих ценителей балета и девальвируют русское искусство. Несколько поколений создавали великий бренд русского балета. И мы не имеем права так безрассудно транжирить это наследие.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5749
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5388
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...