Эрмитаж. После погружения в творчество Ренуара, Матисса, Пикассо и прочих столпов мирового искусства ты направляешься к выходу — и вдруг на пути возникают странные конструкции. Стеклянные колбы с торчащими проволочками, внутри что-то весело подмигивает...
«Нобелевская премия по физике 2017 года была присуждена американцам за открытие гравитационных волн, — слышится рассказ. — Две огромные лаборатории в сотни миллионов долларов, а результат — какие-то 10 миллисекунд замедления временного хода, уловленные от столкновения двух черных дыр на расстоянии 150 млн световых лет от нас. Такие затраты — и мизерный улов. Наша установка в миллионы раз дешевле и во столько же эффективнее!»
Энтузиаст Сергей, взявшийся объяснять особенности диковинной экспозиции, распаляется на глазах. Вот комнатный коллайдер, который в другой обстановке я бы принял за нечищеный самовар с погнутой трубой. Вот механотермический зачислитель: в основе прибора — электроплитка со спиралью, для включения и выключения надо набрать на потертом пульте число пи. Особое внимание привлекает «гравитационная обувь», смахивающая на банальные галоши. Ее, объясняют мне, придумали совместно русские и французы, но у французов по ошибке красное нутро оказалось снаружи. Идею перехватил некто Лабутен, который предал интересы науки во имя банальной прибыли!
Установка «квантовое коромысло» обута в антигравитационную обувь, идею которой исказил и коммерчески использовал некий Лабутен
Всякая всячина составила основу экспозиции, озаглавленной «Первая северо-западная установка класса мегасайенс (ПСЕЗУК МС)». А группа исследователей называет себя «митьками». Ну теперь вам понятно, откуда взялся живописный хлам эпохи арифмометров и осциллографов, а также научно-бредовые объяснения Сергея Люлина, одного из авторов проекта, по поводу гравитационных антилабутенов, квантового коромысла и прочих открытий века. Не зря с линзы одной из конструкций лукаво подмигивает нам основатель «митьковства» Дмитрий Шагин.
Жив курилка! Казалось, явление безвозвратно ушло вместе с сюрреалистическим духом поздней перестройки. А смотри ж, вдруг выплыло. Но зачем зубоскалы Эрмитажу, спросит серьезный читатель. В пору, когда Россия встает с колен, ее космические корабли вновь бороздят...
Да не очень-то бороздят и не очень-то встает, как нас ни пытаются уверить в обратном из телевизора. А в таких случаях количество юмора, иронии и даже, не побоюсь этого слова, сарказма обратно пропорционально успехам. Что мы и видим, господа-товарищи.