Выпущенная на экраны еще два года назад картина стала яблоком раздора между снявшей ее киностудией "Вера" и участвовавшим в финансировании проекта Сберегательным банком РФ, который теперь выставил иск - без малого 300 миллионов рублей.
Рассмотрев материалы сводного производства, отдел службы судебных приставов по исполнению решений арбитражных судов главного управления Минюста РФ по Москве наложил арест на предмет залога, в том числе на права на воспроизведение фильма, распространение его экземпляров, публичное исполнение в кинотеатрах, на кинофестивалях, передачу фильма в эфир по радио или телевидению, в том числе через спутник... Запрет также касается права на эксплуатацию фильма во всех его версиях и вариантах во всем мире, а также права на получение всех видов доходов от его эксплуатации.
Сценарий исторической драмы о последних месяцах жизни семьи последнего российского самодержца написан Глебом Панфиловым ("В огне брода нет", "Начало", "Тема", "Васса", "Мать") еще в 1990 году в содружестве с женой Инной Чуриковой и сыном Иваном. Снятый по нему двухчасовой фильм "Романовы. Венценосная семья" представляет собой крупнейший кинопроект последнего времени. Участие в работе приняли известнейшие актеры: Александр Галибин, Ксения Качалина, Олег Басилашвили, Ольга Будина, Александр Филиппенко, Анатолий Ромашин, Михаил Ефремов, Игорь Скляр, а также специалисты крупнейших киностудий и лабораторий мира: Барандов (Чехия), Ленфильм (Россия), Мосфильм (Россия), Фонорома (Италия), Интернэшнэл Рекординг (Италия), Техниколор (Англия).
При немалом, по российским меркам, бюджете в 15 миллионов долларов создателям картины удалось не просто провести съемки в Санкт-Петербурге, Тобольске и Праге, но и под руководством старшего сына режиссера, художника-постановщика Анатолия Панфилова реконструировать кабинет Николая II в Екатерининском дворце в Пушкине, передав его после съемок в дар музею. А в Финляндии специально выстроили настоящий "царский поезд".
При благожелательном приеме кинокритики (несколько номинаций Национальной премии "Золотой Овен-2000") и фестивалей ("Гран-при" ФРК "Виват, кино России-2001") нельзя сказать, что у "Романовых" сложилась удачная прокатная судьба. И вот теперь, похоже, она окончательно сломана. Как показывает опыт судебных тяжб, предметом которых становились кинофильмы, побеждают в них кто угодно, но только не искусство, не сами картины, век которых, как известно, и без того сегодня не очень долог.
Сам Глеб Анатольевич Панфилов пока предпочитает воздерживаться от каких-либо комментариев последних событий и даже, по словам домочадцев, не прервал отдых "на одном из морей".