"РОМАНОВЫ" ОПЯТЬ ПОД АРЕСТОМ

Крупный финансовый скандал разгорелся в начале недели на ниве отечественного кинематографа. Как сообщило Министерство печати РФ, на "исключительные имущественные авторские права" последнего по времени фильма известного режиссера Глеба Панфилова "Романовы. Венценосная семья" наложен арест.

Выпущенная на экраны еще два года назад картина стала яблоком раздора между снявшей ее киностудией "Вера" и участвовавшим в финансировании проекта Сберегательным банком РФ, который теперь выставил иск - без малого 300 миллионов рублей.
Рассмотрев материалы сводного производства, отдел службы судебных приставов по исполнению решений арбитражных судов главного управления Минюста РФ по Москве наложил арест на предмет залога, в том числе на права на воспроизведение фильма, распространение его экземпляров, публичное исполнение в кинотеатрах, на кинофестивалях, передачу фильма в эфир по радио или телевидению, в том числе через спутник... Запрет также касается права на эксплуатацию фильма во всех его версиях и вариантах во всем мире, а также права на получение всех видов доходов от его эксплуатации.
Сценарий исторической драмы о последних месяцах жизни семьи последнего российского самодержца написан Глебом Панфиловым ("В огне брода нет", "Начало", "Тема", "Васса", "Мать") еще в 1990 году в содружестве с женой Инной Чуриковой и сыном Иваном. Снятый по нему двухчасовой фильм "Романовы. Венценосная семья" представляет собой крупнейший кинопроект последнего времени. Участие в работе приняли известнейшие актеры: Александр Галибин, Ксения Качалина, Олег Басилашвили, Ольга Будина, Александр Филиппенко, Анатолий Ромашин, Михаил Ефремов, Игорь Скляр, а также специалисты крупнейших киностудий и лабораторий мира: Барандов (Чехия), Ленфильм (Россия), Мосфильм (Россия), Фонорома (Италия), Интернэшнэл Рекординг (Италия), Техниколор (Англия).
При немалом, по российским меркам, бюджете в 15 миллионов долларов создателям картины удалось не просто провести съемки в Санкт-Петербурге, Тобольске и Праге, но и под руководством старшего сына режиссера, художника-постановщика Анатолия Панфилова реконструировать кабинет Николая II в Екатерининском дворце в Пушкине, передав его после съемок в дар музею. А в Финляндии специально выстроили настоящий "царский поезд".
При благожелательном приеме кинокритики (несколько номинаций Национальной премии "Золотой Овен-2000") и фестивалей ("Гран-при" ФРК "Виват, кино России-2001") нельзя сказать, что у "Романовых" сложилась удачная прокатная судьба. И вот теперь, похоже, она окончательно сломана. Как показывает опыт судебных тяжб, предметом которых становились кинофильмы, побеждают в них кто угодно, но только не искусство, не сами картины, век которых, как известно, и без того сегодня не очень долог.
Сам Глеб Анатольевич Панфилов пока предпочитает воздерживаться от каких-либо комментариев последних событий и даже, по словам домочадцев, не прервал отдых "на одном из морей".