
Мелодрамы на «России 1» подобны сказкам, где в любую небывальщину следует просто верить. Как правило, в центре сюжета там девушки, чей гений чистой красоты надо принимать целиком и сразу, в противном случае происходящее на экране покажется странным или даже двусмысленным. Вот и только что завершившийся сериал «Галка» не стал исключением.
Вообще-то писать рецензии на подобные проекты считается дурным тоном. Непритязательным особам «50+», которые составляют основную аудиторию вечерней линейки канала, все эти рассуждения абсолютно не нужны. Людям же, знающим цену данному продукту, тем более. Но тут вот какое обстоятельство нарисовалось. Недавно ВЦИОМ провел исследование с целью выяснить, что мы считаем главными традиционными ценностями в своей стране. Большая часть респондентов (51%) назвали крепкую семью. Такие понятия, как любовь к родине, историческая память и прочее — все то, что в совокупности называется патриотизмом, — набрали вдвое меньше голосов (24%). Искренне ли отвечали граждане? Вероятно, да. На дворе-то у нас Год семьи. Но вновь возникает вопрос: откуда у телеаудитории столь трепетное отношение к ток-шоу, где смакуются сюжеты с «ячейками общества», отношения внутри которых даже неблагополучными язык не повернется назвать. Они просто патологические! «Мужское/Женское», «За гранью» и т. п.
Впрочем, вернемся к мелодрамам. По закону жанра прекрасная героиня должна много страдать. Для этого сценаристы окружают ее всякого рода мерзавцами и просто запутавшимися людьми. А чтобы бедняжке еще больнее сделать, таковыми качествами наделяют ее близких — мужа, сестру, родителей. То есть превращают их в потенциальных героев Гордона и Барановской. Ощущение, будто сериальщики и авторы ток-шоу воруют сюжеты друг у друга, добиваясь, чтобы «ящик» постоянно демонстрировал нам тотальное лицемерие соотечественников, при опросах о ценностях утверждающих одно, а на деле...
«Галка» не исключение. У медсестры, готовящейся поступать в институт, лучезарная улыбка и взгляд агнца (Ксения Гусева). Ее мать, торгующая в овощном ларьке, — женщина добрая, но недалекая. Всю жизнь Тамара (Зоя Буряк) терпит издевательства мужа Виктора, «афганца» с посттравматическим стрессовым расстройством, пьющего, не способного долго удержаться на одной работе, зато способного поднять руку на супругу. Обычная и привычная жизнь... Но однажды выясняется, что мать с отцом у девушки не родные. Двадцать три года назад после очередного скандала на почве ревности, устроенного Витей, Тамара со зла изменила ему и тут же забеременела. Как назло, родившаяся девочка оказалась смуглой и черноволосой. Женщина поняла: ей не жить, дочке тоже. И после недолгого колебания подменила малышку на другую новорожденную, светленькую.
Естественно, от такой новости Галя в шоке. Она дает себе слово отыскать настоящих родителей. Хорошей девочке и в голову не приходит, что этот шаг разрушит еще одну семью, где, может, царят мир и любовь. Но и там все оказывается не слава богу. Отец — крупный бизнесмен, порядочный, но несчастный человек. Биологическая мать героини недавно умерла. Вика, настоящая дочь Тамары, выросшая в роскоши, в особняке с полным набором прислуги, превратилась в эгоистичную стерву. А младший Галкин брат, о котором она, понятное дело, и не подозревала, — капризный подросток, прикованный к инвалидной коляске. В довершение к джентльменскому набору есть еще и жених Виктории — игрок, жулик, насильник и наркоман.
При подобном раскладе у зрителя мог бы возникнуть вопрос: вот Галка такая положительная, потому что выросла в бедной семье и привыкла сама бороться за свое счастье, а Вику испортила роскошь? Но если бы подмены не случилось, какими оказались бы девушки? Или все дело в генах? Одно дело — торговка с охранником, другое — семья эрудированного богача. Нехорошая какая-то дилемма. Но мелодрамы не для того снимаются, чтобы аудитория о чем-то задумывалась. Одуревшая от обилия перипетий, она и оглянуться не успевает, как к концу последней серии Галка прощает Тамару и возвращается к ней. Да и вообще все становятся одной дружной семьей. Две в одной. И завязавший с зеленым змием охранник Витя, и переосмысливший свое прошлое бизнесмен, и брат Гали, вставший благодаря ее доброте на ноги. Единственное, сценаристы, видимо, не знали, какие метаморфозы придумать для законченной эгоистки Виктории, и та, открыв для себя истинное лицо жениха, уезжает за границу, так и не узнав правду о своем происхождении.
«Галка» набрала очень хорошие рейтинги. В топе лучших программ недели она расположилась на пятом месте, сразу после передачи «Москва. Кремль. Путин». А пару месяцев назад на «России» с не меньшим успехом прошла «Алла-такси». Там на протяжении 16 серий заглавная героиня устраивает жизнь каждого, кто встречается на ее пути (она, как на подбор, у всех нескладная). А вот самой приходится столкнуться с изменой и подлостью мужа, с коварством свекрови. Ну и так далее, вплоть до финального эпизода.
А теперь читаем анонс сериала «За семью печатями», который пойдет на канале с понедельника: «В детстве Кристину предала родная сестра Анна. После гибели их родителей она стала главой семьи и приняла решение отдать Кристину в детский дом». В общем, страдания во благо рейтинга продолжаются.