Главная Культура 00:02 14 Апреля 2023 6518
Как выжить героям триллера «До февраля»

Не надо бояться взрывать каноны, убежден писатель Шамиль Идиатуллин

Дарья Ефремова
В своей новой книге писатель обратился к такому масскультному сюжету, как поиск маньяка. Фото: idiatullin.ru

На книжной выставке Non/fiction презентовали новый роман дважды лауреата «Большой книги», одного из самых обсуждаемых авторов актуальной (а многие считают, что и провидческой) прозы Шамиля Идиатуллина «До февраля». О том, почему писателю не надо избегать не любимых им жанров, чем по сей день ценны толстые журналы и для чего культура обществу, которое вроде бы и без нее живет достаточно сытно — наш разговор.

— Шамиль, почему вы решили в новой книге обратиться к такому масскультному сюжету, как поиск маньяка?

— Книга родилась из сценария, который не стал сериалом. Почти три года назад на меня вышла вполне уважаемая кинокомпания и предложила написать что-нибудь для нее. А у меня к тому моменту накопился целый курган готовых кинозаявок разного размера и жанра — ну я и отгрузил киношникам штук тридцать. Они выбрали самую микроскопическую, на две строчки: 1980 год, стажерка «Юности» разбирает журнальную текучку и обнаруживает первую, похоже, в СССР рукопись о похождениях серийного убийцы, написанную со знанием дела, но явно не следователем и не милиционером. Продюсеры только попросили перенести время действия в настоящее. Как человек, который постоянно топит за то, что литература должна говорить про «здесь и сейчас», я был обеими руками «за». Написал развернутую заявку, поэпизодник, посерийник, сценарий первой серии восьмисерийного фильма, переписал его семь раз... И тут решился уточнить — а как там с договором, перспективами, и что вообще мы сейчас делаем? Они говорят: «Да ничего, просто пробуем». — «Тогда можно я пойду?». Они не возражали: «Можно».

И я пошел. Но сюжет меня уже не отпускал, и я решил сделать из этого книгу. Тем более, опыт уже был: предыдущий роман «Возвращение «Пионера»», как и написанная до него повесть «Светлая память», тоже возникли из сценарных заявок.

Кстати, «До февраля» все-таки не совсем детектив. Классический канон требует, чтобы читатель от первой до последней страницы не знал, кто убийца. А здесь убийца появляется уже в прологе. И герои должны не вычислить, кто скрывается под бархатной маской, а выжить. Так что это триллер — про обычных людей, которые сталкиваются с непредставимым ужасом. С маньяком, который убивает только потому, что хочет и может убивать.

— Интересно как у вас вдруг всплыла давняя тема литературных журналов! Какую роль «толстяки» сыграли в вашей жизни?

— Самую положительную, хотя впервые я опубликовался не в журнале, а отдельной книжкой в питерском издательстве. В том далеком 2004-м я страшно обрадовался и решил, что сразу стану знаменитым, но быстро понял: так это не работает. В книжной вселенной важная часть маршрута пролегает именно сквозь толстые литературные журналы. Следующий прозаический текст, повесть «Эра Водолея», вышел у меня в журнале «Знамя» — и с тех пор я первым делом предлагал ему свои новые тексты, пытаясь не отказывать, впрочем, и другим журналам, предлагавшим сотрудничество: «Дружбе народов», «Октябрю», «Новому миру», «Юности», «Идели» и многочисленным литературным изданиям помоложе.

«Толстяки», конечно — значительная составляющая литературной жизни: они, как и лучшие издательства с «Редакцией Елены Шубиной» во главе, а также как качественные премии, отбирают из океана книг и рукописей сперва пристойные, потом хорошие и наконец лучшие. В этом дарвинизм литпроцесса. Если закроются все «толстяки», нам будет гораздо труднее отличить хорошее от плохого. А вот нужны ли они широкой публике? Не факт. Ну так и сама литература, да и культура вообще для того, чтобы плодиться, размножаться и добывать хлеб в поте лица своего, особо не нужна.

— А для чего она нужна?

— Создавать новые смыслы. Прежде всего для себя и тех, кто тебе дорог.

— Вы лихо миксуете жанры: в вашем портфеле есть фантастика, актуальная, социальная, психологическая проза, роман взросления, а «Возвращение «Пионера»» кто-то даже определил как «янг-эдалт»...

— В принципе все, что я пишу — триллер, просто в нем присутствуют разные составляющие — производственные, социальные, утопические, шпионские, и вот наконец дошло до детектива. Хотя, по-моему, деление на такие поджанры очень условно. «Бывшую Ленина» можно отнести к дамскому роману, он, по большому счету, о тяжелой женской доле, но это все-таки социальная психологическая проза. Ну а «Возвращение «Пионера»» — вовсе не «янг-эдалт», хотя там и действуют подростки. Эта книжка для таких старичков, как я, кому сейчас 45+ и кто помнит 1985 год. Для меня было важно сравнить, чем было мое поколение в ту эпоху и чем стало сегодня, но не в естественном режиме, который день за днем дотащил нас оттуда сюда, а с помощью мгновенной переброски. Как бы я 13-летний отреагировал на себя 50-летнего, на мой-его внешний вид, достижения и недостатки, представления о хорошем и плохом, на мою-его страну и мир — и наоборот. Совсем не детское это развлечение. Я вообще рассказчик взрослый и суровый, а то, что меня считают юмористом и развлекателем — недоразумение. Очень лестное, конечно.

— На одном писательском семинаре я услышала: чтобы стать профессионалом, нужно научиться работать в жанре, вам не импонирующем.

— Да я в таких жанрах уже выступил. Например, совсем не люблю фэнтези, в отличие от фантастики — однако ж взял и написал «Последнее время», которое журнал «Мир фантастики» признал и лучшим отечественным романом года, и бесспорным фэнтези. Жанр жанром, но если правила нарушать с выдумкой, может получится очень симпатично. А вообще я пишу книжки, которые интересно читать мне самому. Строго говоря, я не писатель, а читатель, который переквалифицировался в авторы, потому что ему стало нечего читать. В какой-то момент мне стало остро не хватать актуальных сюжетов, и я начал подсовывать их в переписке и даже очных наскоках писателям, которых любил, но они почему-то уклонялись от такой чести. Я понял, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих, и засел за первый роман.

— Сегодня ваши книги, парадоксальным образом, становятся обсуждаемыми еще до их выхода в свет. Помните, когда проснулись знаменитым?

— А я знаменит? И деньги, женщины, успех у меня еще впереди? (Смеется). Если серьезно, оживленные дискуссии, отголоски которых доносятся до меня и по сей день, начались уже после выхода первой книги «Татарский удар». Все гадали — кто это из известных авторов и зачем взял такой неблагозвучный псевдоним, сколько ему заплатили татарские сепаратисты, а сколько русские шовинисты. Это было забавно, но всенародной славы не принесло. Заметным автором в области мистической и фантастической литературы меня сделал, наверное, роман «Убыр», а потом уже прозвучал «Город Брежнев», за который мне и дали «Большую книгу». Мой шестой роман вообще-то.

— «Город Брежнев» экранизирует НТВ. Участвуете в производстве?

— Я продал права на экранизацию трех книг и всякий раз выражал готовность помогать со сценарием. Мне неизменно отвечали, что сценарист без киношного опыта и уже вышедших фильмов не нужен. Думал, уже никому не пригожусь, однако на днях позвонили представители съемочной группы «Города Брежнева» и предложили поучаствовать в отборе натуры. Но я должен был лететь в Стамбул — читать там «Тотальный диктант»... Любопытно, что Стамбул, как и сто лет назад, опять один из центров распространения русского языка. Наша речь звучит, натурально, на каждом углу, а книги, авторы и культурные проекты вызывают большой интерес. «Тотальный диктант» в Стамбуле писали одновременно на двух площадках — на одной тотальным диктатором выступал я, на другой — музыканты группы «Ундервуд» Владимир Ткаченко и Максим Кучеренко. Всего в мероприятиях диктанта — а их было несколько, включая творческие встречи, филологический квиз, мастер-класс и концерт, — поучаствовало больше ста человек, причем не только носители языка, но и изучающие русский турки — им, понятно, диктовался текст чуть попроще основного.

А надежда прислониться к экранизации «Города Брежнева» у меня еще есть — например, на стадии отбора актеров. Ну и далее буду рад, конечно, помочь чем могу.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9311
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7032
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6220
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?