- Тихон Николаевич, ваша песня из кинофильма "Свинарка и пастух" стала одной из самых популярных песен о столице, вот и на праздновании 850-летия города она звучала. Вы много сказали о Москве языком музыки, а что скажете на словах?
- Столицу, в которой живу уже более 70 лет, я очень люблю и считаю ее своей второй родиной. Москва - город, который дал мне настоящую жизнь: здесь я получил образование, сформировался и реализовался как композитор, общественный деятель. Первое в своей жизни приглашение, которое я получил как композитор, исходило от Натальи Ильиничны Сац, руководившей Московским театром для детей. Это был знаменитый театр, в свое время располагавшийся в здании на Тверской улице, которое сейчас занимает Театр Станиславского. Я очень многим обязан городу и благодарен московской власти. Ведь живу сейчас словно при коммунизме: как Герой Социалистического Труда не плачу за квартиру, телефон, электричество. Ну чем не светлое будущее!
- А к какому именно месту в Москве вы привязаны?
- С годами мои предпочтения изменялись. Когда-то я с женой и дочкой жил на Малой Грузинской, мне очень нравился весь тот район. Особенно зоологический сад и прилегавшие к нему дворы, прекрасный католический собор. Потом мы переехали на третью Миусскую (теперь улицу Чаянова). Немало светлых воспоминаний связано с Менделеевским институтом - точнее, сквериком перед ним, по которому я частенько гулял с дочкой. Ну а сейчас я больше всего привязан к арбатским переулкам, да и вообще ко всему району Старого Арбата, в котором живу уже более 20 лет.
Я всегда был чрезвычайно загружен, так что по Москве чаще ходил или ездил только по делу. Единственное место, где изредка любил прогуливаться "просто так", - это около нового здания университета на Воробьевых горах. Там великолепный зеленый парк с симпатичными тропинками и уютными лавочками, на которых можно отдохнуть от городского шума и суеты.
- А какой московский концертный зал можно добавить к списку ваших любимых мест?
- Лучшим не только в Москве, но и во всем мире я считаю Большой зал Московской консерватории. Акустические свойства уникальны! Правда, вскоре в консерватории будет ремонт, и я очень боюсь, как бы с Большим залом не случилось того же, что в свое время произошло с Колонным залом. Ведь когда-то и в Колонном была потрясающая акустика, но в ходе ремонта там сначала подняли, потом опустили сцену, попутно изменили структуру покрытий. В результате обновлений зал стал малопригоден для исполнения классической музыки. Очень бы хотелось надеяться, что на сей раз строители проявят осторожность и предусмотрительность.
- А к внушительному залу Чайковского как вы относитесь?
- Вообще-то первоначально он строился как театр Мейерхольда, поэтому помещение более подходит для различных театральных действий, нежели для исполнения симфонической музыки. Недаром его для постоянных выступлений облюбовал ансамбль Игоря Моисеева.
- Вам нравится памятник Булату Окуджаве, находящийся неподалеку от вашего дома?
- Хорошо, что он появился. К творчеству барда я отношусь с уважением и считаю, что памятник ему в Москве должны были поставить обязательно.
- Какой из монументов вам нравится?
- Совершенно изумительный, наверное, лучший в столице памятник Пушкину на Пушкинской площади. С симпатией отношусь к памятнику Маяковскому. И, конечно, особого упоминания заслуживает памятник Чайковскому около консерватории. Часто говорят, что Чайковский там замер в какой-то неестественной, странной позе. Но это не так - он действительно очень похож на композитора, который остался в полном одиночестве, задумался над новым сочинением и вот уже что-то начало ему открываться... Я считаю Мухину замечательным скульптором. Это одна из лучших ее работ.