До вчерашнего дня в Забайкалье действовала законодательная норма, гарантирующая народным избранникам края единовременную выплату 4-месячной зарплаты по завершении их депутатских полномочий. Прокуратура края ранее уже вносила протест в заксобрание, который — естественно! — был депутатами рассмотрен и отклонен. Тогда она обратилась в Забайкальский краевой суд.
«Забайкальский край является дотационным регионом, ежегодно получая помощь из федерального бюджета, — справедливо напомнил представитель прокуратуры. — При этом дефицит средств все равно остается. Свыше 3 тысяч детей-сирот не обеспечены жильем. Назначение бонусов депутатам в такой ситуации — это не только дополнительные расходы, но и ущемление прав социально незащищенных граждан».
Любопытно и важно, что забайкальская прокуратура попала в мировой тренд. Западное сообщество давно говорит о контроле над доходами государственной и бизнес-элиты. Однако в последний месяц слова превратились в дело. Первыми за ограничение «золотых парашютов» проголосовали швейцарцы. Принятие предложения об ограничении денежного вознаграждения топ-менеджеров тут же получило прозвище «поправки жирных котов». Следом, в последний день февраля, Европарламент и Еврокомиссия согласовали меры по контролю за премиальными выплатами банкирам. И вот, кто бы мог подумать — Забайкалье...
Не менее важно посмотреть на ситуацию с другого ракурса: на фоне целого ряда служебных расследований о коррупции во власти и злоупотреблениях крупных чиновников служебным положением забайкальская инициатива кажется вестником какого-то совершенно нового этапа развития, в который может войти Россия. Ведь вышли же мы из периода бандитского беспредела 90-х — так почему не можем выйти из периода чиновничьего беспредела 2000-х?
В любом случае будет интересно узнать, как ситуация будет развиваться дальше. Вдруг чиновники наконец осознают свою роль — людей, которые выбраны или назначены для служения гражданам, а не собственным корыстным интересам.
Что касается самой идеи контроля за доходами элиты, то тут существуют два непримиримых взгляда. Например, экономист Никита Кричевский считает, что урезание доходов элиты бедных богаче не сделает. Надо идти не в сторону контроля доходов, а в сторону прогрессивных налогов. А руководитель отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН, профессор Сергей Ениколопов говорит, что основа тотального разрушения социальной общности в нашей стране заключена как раз в беспрецедентной разнице между доходами богатых и бедных.