Пассажиры привыкли, что перед посадкой самолета их просят отключить электронные средства связи. Но может так случиться, что скоро, наоборот, придется включать планшеты и айфоны, чтобы подсказать экипажу погоду в аэропорту приземления. И это совсем не анекдот.
Минтранс подготовил поправки в приказ №241, которым регламентируются тарифы за обслуживание воздушных судов в аэропортах. В результате информация синоптиков исключена из обязательного перечня навигационных услуг. Видимо, чиновники посчитали, что на этом деле можно здорово сэкономить. А что, пилоты и диспетчеры – люди грамотные, на дворе век интернета, когда прогноз погоды для любой точки планеты в открытом доступе, вот и пусть пользуются...
Эта новость шокировала специалистов, имеющих непосредственное отношение к авиации. Ведь такая простота хуже воровства! Общественный совет при Росгидромете напомнил коллегам из Минтранса, что ситуация с безопасностью полетов и так неблагополучная, к тому же отказ от услуг синоптиков вызывает массу вопросов. В режиме взлета и посадки нет мелочей, здесь важно буквально все – от скорости и направления ветра до температуры, влажности воздуха и атмосферного давления. В истории гражданской авиации бывали случаи, когда вроде бы незначительные отклонения приводили к ЧП и виновных привлекали к суду.
А с кого спрашивать, если синоптиков фактически отстраняют от полетов? Командиру корабля не до прогнозов, он привык все данные получать от земли. У диспетчера на земле свои обязанности, ему трудно одним глазом следить за глиссадой, а другим снимать показатели с сайта прогноза погоды на мониторе.
Хотя у некоторых это получается. Председатель Общероссийского профсоюза авиаработников Анатолий Бунарев называет «Уральские авиалинии», которые первыми отказались от услуг метеорологов. Причем аргументировали этот шаг желанием сэкономить на аэропортовых сборах и снизить тарифы. С тех пор прошло больше года, но на стоимости авиабилетов это никак не отразилось. «Да и на какую экономию можно было рассчитывать? – удивляется начальник отдела ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» Любовь Сидорова. – Затраты на метеоуслуги составляют всего 0,36% от себестоимости авиаперевозок».
«По логике чиновников Минтранса, следует ожидать отказа и от предполетного медосмотра экипажей, – возмущается Валерий Хайрюзов, бывший командир экипажа Ан-26. – А что, пусть пилоты и штурманы друг другу давление измерят и летят – вот это будет экономия!
Как пилот с 25-летним скажем скажу так: посадка без метеосводки крайне опасна. Сверху вроде все просматривается, а снижаешься до минимума – и вдруг попадаешь в туман или поземку. Не сориентировался – получай полный рот земли!»
Между прочим, уральцы ведомственных предписаний не нарушили. Еще раньше вышел приказ Минтранса №128, который регламентировал федеральные авиационные правила полетов. В этом документе авиакомпаниям разрешалось пользоваться информацией из любых достоверных источников. «После «Уральских авиалиний» по этому пути пошел воронежский «Полет», потом авиакомпания «Россия», – продолжает Любовь Сидорова. – В марте от наших услуг собирается отказаться «Сибирь». Правда, «Россия» после инцидента под Калининградом пошла на попятную».
Но цепная реакция уже запущена. Авиаметтелеком принял решение перейти с 1 августа на сокращенный регламент работы в районе сразу семи аэропортов, среди которых Калининград, Архангельск, Мурманск. Если вдуматься, ситуация дикая. Ведь каждая из принявших спорное решение авиакомпаний летает по многим маршрутам: где-то ее экипажам помогут метеорологи, а где-то уже нет. К примеру, в Старом Осколе, где трудятся три человека, местный аэропорт им оплачивает лишь половину положенного – значит, и работать они будут полдня? Такая же ситуация и в аэропорту Ярцево Красноярского края, которую сейчас пытается уладить краевая администрация. То есть вроде разумным людям понятно, что без метеообеспечения летать нельзя, но финансировать его никто не собирается.
За последнюю четверть века от 6 до 20% авиационных происшествий случилось из-за неблагоприятных метеоусловий, в 30% случаев они стали косвенными причинами катастроф или сопутствовали им. Эти данные привела Марина Петрова, гендиректор «Авиаметтелекома». И напомнила, что обязательная взаимосвязь между работниками метео и авиа прописана во всех руководящих документах Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Именно авиационным метеорологам вменено в обязанность прогнозировать вероятность опасных для авиации явлений погоды задолго до их возникновения. Не только в районе аэродрома, но и на маршруте полета воздушного судна. Они должны определить характер облачности, скорость и направление ветра, турбулентность и обледенение на разных высотах, атмосферное давление, условия видимости, интенсивность осадков, координаты грозовых очагов, высоту нижней границы облачности.
Голос
Марина Петрова, гендиректор ФГБУ «Авиаметтелеком» Росгидромета
– На самом деле отказывающиеся от услуг метеорологов авиакомпании надеются, что за них с синоптиками рассчитается госбюджет. Такая практика была, когда заключался договор с Госкорпорацией ОрВД (организация воздушного движения страны). В настоящее время такой договор не заключен, и вот уже второй месяц мы работаем бесплатно. Даже в самый тяжелый период начала 1990-х, когда по постановлению правительства мы остались бесхозными, все авиакомпании изыскали средства для оплаты метеообеспечения, заключив с нами договор. И метеослужба не только не умерла, но и даже стала совершенствоваться. Сегодня нам заявляют: сами разруливайте с авиакомпаниями ваши хозяйственные споры. Но что мне прикажете делать, если у нас сейчас фонд зарплаты сотрудникам метеослужб – на полмесяца? Ситуация сама собой не рассосется. В конце концов, должно быть однозначно сказано: безопасность полетов превыше всего. Нельзя отдавать ее судьбу на откуп авиакомпаниям, думающим только о коммерческой выгоде. Очень надеюсь, что Минтранс и Минприроды РФ, уже имеющие соответствующие поручения аппарата правительства по урегулированию сложившейся ситуации с метеообеспечением ГА, наконец решат, в каком нормативном поле и за какие средства будет работать отечественная авиаметеорологическая система. Тогда и пассажирам будет спокойнее летать при любой погоде.