Год назад, в феврале 2013-го, участники 57-й российской научной экспедиции завершили бурение льда реликтового озера Восток в Антарктиде и взяли из него пробы воды. Ближе к лету образцы доставили в Петербург, где специалисты Института ядерной физики взялись за их изучение. Как движутся уникальные исследования? За ответом корреспондент «Труда» отправилась к профессору, заместителю директора Арктического и Антарктического научно-исследовательского института РАН Валерию Лукину
Однако еще до того, как ученые приступили к лабораторным исследованиям, было понятно, что под ледяной толщей в Антарктике могут скрываться неизвестные науке организмы. Ведь на протяжении миллионов лет они были изолированы от контакта с внешней средой. Результатов исследования ждали к концу лета того же 2013‑го. Но наступил уже 2014-й, а про озеро Восток и его воду словно забыли – нигде никакой информации! Или пробы оказались некачественными? А может, по какой-то причине приостановлены сами исследования?
– Исследования продолжаются, никто их не останавливал, – сказал мне профессор Валерий Лукин. – Просто сам этот процесс очень непростой и не такой быстрый, как некоторым хотелось бы. Достаточно сказать, что для начала в лабораторных условиях доставленный с антарктического озера лед требовалось расплавить с абсолютно точным соблюдением специальных химико-физических режимов. А дальше проводить изотопный, газовый, минеральный анализы.
– А сколько льда доставили с шестого континента, Валерий Владимирович?
– Объемом примерно два литра. Этого вполне достаточно для полноценного и всестороннего исследования образца.
– Когда стало известно о бурении реликтового озера Восток, многие в нашей стране и за рубежом вспомнили, что о существовании этого озера говорили еще в XIX веке. А много раньше сам Аристотель намекал на затонувшую именно в этих краях легендарную Атлантиду. Не случайно, наверное, название пропавшего «материка счастья» созвучно названию самого континента. Что здесь правда, а что домысел?
– Первые гипотезы о существовании в Антарктиде подледных водоемов были высказаны в конце XIX века членом Русского географического общества князем Петром Кропоткиным, впоследствии ставшим знаменитым анархистом. Есть его работы по данному поводу. Гораздо позже, уже в советские годы, наш известный ученый Игорь Зотиков побывал на южном ледовом континенте и теоретически рассчитал, что вода может там быть. Известно, что она не сжимаема и при определенных условиях способна скапливаться в углублениях рельефа, образуя водоемы. В середине 1950-х годов это подтвердилось. После чего группа английских и советских исследователей, в том числе Зотиков, а также молодой Андрей Петрович Капица, собрались, сопоставили все факты, предположения и произвели необходимые расчеты. Ученые пришли к выводам, что в районе нашей антарктической станции «Восток» находится большое водное тело, которое в честь станции и назвали.
Что касается Атлантиды, то никаких намеков на то, что когда-либо она там была, не найдено. Да и вряд ли могло быть иначе. Антарктида оледенела примерно 30–40 млн лет назад, то есть когда на Земле никакого человека еще и в помине не было. А название континента по-гречески означает «противоположная Арктида», то есть противоположная Северному полюсу, не более того.
– Жаль, такую красивую легенду развеяли! Но коль не с Атлантидой, так, может, с Марсом «созвучна» земная Антарктида? Не случайно же ею активно интересуются в последние годы исследователи космоса.
– Как-то на нашей станции «Восток» была зарегистрирована самая низкая на планете Земля температура: –89,2 градуса. А на планете Марс средняя температура поверхности составляет –90 градусов. Озеро Восток по некоторым показателям приближено к полярным шапкам Марса. Есть косвенные доказательства того, что в некоторых его районах сохранились ледяные линзы и даже вода.
– А вода – верный признак жизни! Значит ли это, что антарктическое озеро может стать своего рода исследовательской площадкой для тех, кто мечтает о марсианской экспедиции?
– Поживем – увидим!
Для того чтобы яснее представить масштаб научной проблемы, приведу параметры антарктического озера Восток. Оно находится в изоляции примерно 14 млн лет. Его размеры – 250 км в длину и 50 км в ширину (немногим больше Онежского озера в Карелии). Никогда не замерзает. Термическое сканирование позволило определить температуру воды в нем: плюс 10–18 градусов. Предполагается, что оно подогревается из подземного источника тепла. Некоторые ученые считают, что озеро перенасыщено газами, в частности кислородом. Это поистине уникальная научная площадка для исследований.
Тем более на этом фронте давно идет негласное, но жесткое состязание. Международное антарктическое сообщество, в котором доминируют американцы и англичане, все минувшие годы старалось всячески притормозить Россию, чтобы та не стала первой в изучении воды Южного полюса. Американцы после упорных поисков нашли свой водоем для изучения – Уилланс. Это именно водоем с проточной водой, а не озеро. Вода в нем накапливается постепенно, а потом, примерно раз в десятилетие, сбрасывается. Объем водоема – всего 0,5 куб. км. Примерно в те же сроки, что и россияне на озере Восток, ученые США первыми в мире проникли в жидкую подледниковую фазу Уилланса, взяли пробы воды. Результаты обещали сообщить «через несколько недель». Но вот прошел год, а о них тоже ни слуху ни духу...
Слово эксперту
Сергей Булат, микробиолог, начальник лаборатории Института ядерной физики
– Когда «заговорят» образцы воды из Востока? Предположительно в конце марта мы сможем рассказать о некоторых результатах, полученных в результате исследования проб воды реликтового антарктического озера. Проводятся исследования как в лабораториях нашего института в Гатчине Ленинградской области, так и во Франции. С французами у нас давний договор о сотрудничестве, они предоставляют нам необходимые условия. В частности, специальные холодные кабинеты, а также возможность для точной, выверенной разбивки льда и т. п. Основные биологические задачи, которые мы решаем с помощью физических методов исследования, – это клонирование и изучение ДНК проб озера Восток. Работа очень кропотливая. Спешка тут недопустима.