Главная Культура 22:48 13 Января 2019 3436
У Чайковского нашлись «Времена года-2»

Пианистка Екатерина Мечетина преподнесла публике традиционный рождественский сюрприз

Сергей Бирюков
Фото автора

В Большом зале Московской консерватории уже седьмой год на Рождество выступает с новой сольной программой одна из самых ярких российских пианисток — Екатерина Мечетина. Нынешний концерт, можно сказать, подарил публике сенсацию: Катя «открыла» у Чайковского ни много ни мало — еще один цикл «Времена года».

Впервые это случилось в 2013 году. В главном консерваторском зале образовалась, как говорят, филармонические работники, свободная дата — рождественский вечер. Долгое время первая посленовогодняя неделя считалась у них мертвым сезоном, когда народ, бурно встретив праздник, уже не ходит по концертам, а тихо доедает оливье под мигание домашней елочки или вовсе разъезжается по дачам и курортам. Предложить в такой вечер публике серьезную академическую программу? Да кто на нее придет?

Но кто-то из концертных менеджеров решил рискнуть. Вспомнили, что в уверенно раскручивающейся карьере Екатерины Мечетиной не хватает «вишенки на торте» — сольного выступления в БЗК. Екатерина, понимая степень риска, тем не менее, решила не отказываться от заманчивого предложения. И... безумству храбрых поем мы песню. На насыщеннейшую программу — Доминорные вариации Бетховена, Си минорная соната Листа и 24 прелюдии Шопена — набился полный Большой зал, да еще люди не хотели расходиться без блока бисов. Большая музыка в который раз доказала, что она нужна человеку всегда.

С тех пор Катя каждый год готовила слушателям рождественский сюрприз: то это полный цикл баллад Шопена, то «диалог» двух главных композиторов русского модерна — Скрябина и Рахманинова...

Но, пожалуй, такой интригующей изюминки, как на этот раз, в ее волшебном рукаве еще не было. Впрочем, расскажу по порядку о программе, которую я бы взял на себя смелость назвать антологией интимности. Не в вульгарном смысле этого слова, а понимая под ним тонкость высказывания, доверительность тона, какая бывает только между самыми близкими людьми.

Началось с Анданте фа минор Гайдна с его трогательным диалогом двух тем — бесхитростно-грустной и непритязательно-веселой, словно разговор двух юных сестричек, делящихся друг с другом надеждами и страхами перед грядущей взрослой жизнью. Продолжилось одним из самых «счастливых» сочинений Роберта Шумана — Юмореской, написанной великим романтиком, когда его долгая борьба за право соединиться с любимой женщиной уже приближалась к победе (роман Роберта и его соученицы Клары, будущей прославленной пианистки — одна из самых знаменитых в мире историй любви).

За обманно-легкомысленным заголовком здесь скрывается музыкальная поэма почти в полчаса звучания: мечтательность и нежное кокетство сменяются стремительным порывом, безмятежная игра инструментальных голосов в догонялки —трогательной песней-жалобой, тихий задумчивый перебор струн — вздыбленным маршем-скачкой и победной кодой. Екатерина, как мне показалось, попробовала посмотреть на это сочинение глазами Клары: подчеркнуть женственность лирики, мечтательность напевов, очарование игр их будущих с Робертом детей — притом ничуть не приглушив громадную палитру звуковых красок и мужественную энергию этого замечательного опуса.

Затем — редко играемый таинственно-прекрасный Ноктюрн Шопена си мажор, где Катя продемонстрировала самое ценное в искусстве пианиста — певучесть звука. И — главный сюрприз программы. О «найденных» ею у Чайковского «Временах года-2» Екатерина уже рассказывала «Труду». Это пьесы из 12 различных опусов Петра Ильича, по характеру перекликающиеся со знаменитым циклом, мимо которого не проходят ни дети в музыкальных школах, ни самые великие пианисты в своих концертных программах. Ведь у такого большого композитора все творчество — по сути единый организм. Именно это и хотела подчеркнуть Катя. И «Январь» в ее варианте — «Размышление» из опуса 72 с его «говорящей» мелодией — ничуть не меньше подходит к образу доверительной беседы у камелька, чем начальная пьеса из общеизвестных «Времен года», но добавляет в него страсти сокровенного признания. Ее «Февраль» — Юмореска из соч.10 — так же по-масленичному праздничен, но еще и имитирует веселые баянные переборы. Ее «Март» — «Вечерние грезы» опус 19 — словно воспоминание сквозь пелену грусти о мазурке на каком-то из недавних зимних балов. «Апрель» — Вальс-скерцо ля мажор — подобен самозабвенному кружению юного существа в пронизанной весенними лучами комнате.«Май» — Ноктюрн фа мажор — почти один в один возвращает к настроению общеизвестного «Мая», у Чайковского озаглавленного «Белые ночи», но этот ток гармоний кажется еще более теплым, ласково зовущим в хрустальную небесную высь.

Как и Петр Ильич, Екатерина нашла к каждой пьесе эпиграф из русской поэзии. Уже за это, за несегодняшнюю красоту напомненных строк, вроде тютчевских: «Еще природа не проснулась,/ Но сквозь редеющего сна/ Весну послышала она/ И ей невольно улыбнулась» — хочется сказать Кате спасибо.

Кое в чем, может быть, музыкальный выбор исполнительницы стоило подправить. Например, к августу Катя приурочила феерическое Скерцо до-диез минор, но вообще-то эта музыка более известна как часть Первой симфонии Петра Ильича «Зимние грезы», и от снежно-вьюжных ассоциаций здесь трудно отделаться. И еще: отличная идея —завершить год Вальсом цветов из рождественского балета «Щелкунчик», но только не в такой пустовато-бравурной обработке (композитор Вячеслав Грязнов), где от светлого волшебства Чайковского мало что осталось.

Словно почувствовав это, Екатерина на бис, после еще одного ноктюрна и прелюдии Шопена, сыграла «настоящий» святочный вальс — теперь уже из канонических «Времен года» Петра Ильича. Наградой за этот точный жест была овация Большого зала консерватории. Хлопали и взрослые, и дети, и балетная прима Марианна Рыжкина, и легендарный профессор Екатерины Сергей Доренский.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5513
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5156
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...