Главная Культура 00:08 12 Ноября 2009 3927
Светлана Дружинина: «Я девушка из Марьиной Рощи»
В интервью «Труду-7» режиссер рассказала новом фильме и своей жизни
Заозерская Анжелика

Сегодня в прокат выходит новый фильм Светланы Дружининой «Виват, Анна Иоанновна!» из цикла «Тайны дворцовых переворотов. Россия век XVII». 

— С детских лет вы учились в хореографическом училище. Балетный опыт помог в кино?

— Моя карьера в кино началась с того, что в картине «За витриной универмага», где я играла продавщицу посудного отдела, меня отучали ходить по первой позиции. Сидел ассистент режиссера с большой палкой и, когда я выходила на общий план, лупил меня по ногам. Но балет — это удивительное начало моей жизни. Начиналось все в такие далекие времена, что кое-кто может съязвить: так долго не живут. Вы, конечно же, помните по фильму «Место встречи изменить нельзя», что самая беспощадная банда послевоенных лет «Черная кошка» скрывалась в Марьиной Роще. Так вот, я девушка из Марьиной Рощи. И я знаю, кто был в той банде. Кстати, совсем неплохие ребята. Просто так сложились обстоятельства, что они начали воровать.

Центром молодежной жизни у нас была танцевальная площадка. Я любила туда ходить. И не знаю, как бы сложилась моя жизнь, если бы мой ангел-хранитель не взял меня оттуда и не перенес в хореографическое училище при Большом театре. Балет — невероятно тяжелое искусство, это работа для сильных и психически устойчивых людей. Вставать рано, ложиться поздно, не жалеть себя, своих рук и ног, дружить с людьми, работать с чувством локтя, потому что весь балет на этом построен. Наверное, именно балет заставил меня работать в нелегком легком жанре музыкального кино, где танцуют и поют.

— Как сложилась бы ваша судьба, останься вы в балете? Достигли бы высот Плисецкой или Волочковой?

— Я человек трезвомыслящий, понимающий свои возможности. Я была хорошей характерной танцовщицей с крепкой техникой. Если бы не травма руки, из меня получилась бы неплохая балерина, а к 45 годам я вышла бы на пенсию. И финита. Но, как видите, мне уже давно не 45, однако я востребована так, что работаю без выходных. Нет, я не жалею ни о чем.

— Почти все свои фильмы вы сделали с оператором-постановщиком Анатолием Мукасеем, с которым вы состоите в счастливом браке 50 лет. У вас не бывает творческих разногласий в семье?

— Ну, конечно, спорим, иногда очень жестко, но без обид и оскорблений. Слава богу, никогда не переходим на личности. И так или иначе приходим к общему решению, иногда это компромисс. А что делать? Работать-то дальше надо, и надо принимать точные решения, чтобы каждому было интересно и понятно, что он делает.

— А вашего мужа не смущает, что приходится подчиняться вам как главному человеку на съемочной площадке?

— У нас четкое разделение труда. Я уважительно отношусь к его предложениям, он прислушивается к моим. Каждый из нас ценит творческое начало другого. У мужа были другие режиссеры, он гордится работой с Эльдаром Рязановым, Роланом Быковым, Алексеем Кореневым.

— Известный клипмейкер Михаил Мукасей тоже ваш родственник?

— Он мой сын. Клипы делает как режиссер. А вообще он хороший оператор, поэтому я переживаю, что Миша мало снимает.

— Почему в фильм «Виват, гардемарины!» на роль юной Екатерины II вместо драматической актрисы вы взяли Кристину Орбакайте?

— Чтобы быть на экране принцессой, недостаточно иметь маленький носик, нежный ротик и большие глаза. Должна быть порода. Кристина по отцу из княжеского литовского рода. А ещё в картине «Виват, гардемарины!» Орбакайте дебютировала в качестве певицы. Мне нужен был именно такой голос, как у нее — интимный, нежный, «кинематографический».

— Вероятно, Алсу вас тоже так подкупила своим «кинематографическим» голосом, что вы её позвали в «Виват, Анна Иоанновна!»?

— Когда Алсу впервые появилась на экране с песней «Зимний сон» в клипе с Сергеем Маковецким, она была нежной блондинкой с голубыми глазами и теплым, я бы даже сказала, эротичным — не путайте с сексуальным — тембром голоса. Мы с Анатолием Михайловичем ещё тогда обратили на нее внимание, даже не догадываясь о том, что Алсу — татарка и по своей природе брюнетка, а не блондинка. С тех пор я стала подыскивать для Алсу роль, что было непросто.

— Певица сразу согласилась попробовать себя в кино?

— Нет. Она ещё была незамужней, и причина её долгих раздумий, на мой взгляд, вызвана «комплексом богатой невесты», который в то время у Алсу, по моим наблюдениям, был сильно развит. Для нее было важно понять, за что её приглашают играть в кино — за красоту или за её деньги. Мне пришлось долго и терпеливо её убеждать, что она выбрана исключительно за свои достоинства и таланты.

— К вам историки претензий не предъявляют?

— Со времен «Гардемаринов» ни одного опровержения со стороны ученых я не получала. Для многих историков плюс или минус 50 лет — ничего не значит. А я скрупулезно иду во времени.

— А вам не хочется взяться за современную тему?

— Мне это предлагают. Недавно читала книжки про ГРУ, контрразведку, шпионов. Хотели, чтобы я это снимала, выделяли деньги. Для меня это некий соблазн. Однако я считаю, что обречена дотянуть свою тропинку исторического кино, на которую я встала в 1986 году с «Гардемаринами», до намеченного финала.

Наше досье

Светлана Дружинина родилась в Москве.

Окончила актерский и режиссерский факультеты ВГИКа.

Сыграла в фильмах «Дело было в Пенькове» (1958) и «Девчата» (1962), Поставила «Сватовство гусара» (1979), «Принцессу цирка» (1982).

Популярность принесла трилогия о гардемаринах («Гардемарины вперед!», 1987, «Виват гардемарины!», 1991, «Гардемарины-3», 1992).

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5763
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5408
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...