Главная Культура 00:03 12 Сентября 2014 6843
«Скифское золото»: вынужденная эмиграция

Почему голландцы вернули часть сокровищ Украине, а не Крыму

Виктория Пешкова

Часть экспонатов с выставки «Крым: золото и секреты Черного моря» Нидерланды вернули в Киев. Что будет с остальными? Вернутся ли сокровища скифов в родные крымские музеи или достанутся незалежной Украине?

Для выставки «Крым: золото и секреты Черного моря», организованной археологическим музеем Амстердамского университета, носящим имя Алларда Пирсона, свои экспонаты предоставили пять хранилищ: Музей исторических драгоценностей в Киеве и четыре крымских — Центральный музей Тавриды (Симферополь), Бахчисарайский и Керченский музеи-заповедники и национальный заповедник «Херсонес Таврический» (Севастополь). События такого масштаба планируются загодя, да и открывалась экспозиция в феврале, когда майданное противостояние пребывало в зародышевом состоянии. Но как только Крым вошел в состав России, музейные сообщества трех стран стали живо обсуждать дальнейшую судьбу уникальных ценностей. В конце августа выставка закрылась, и вопрос, куда возвращать раритеты, встал со всей остротой.

По существующей международной практике экспонаты возвращаются в родные музеи, но Голландия, как и прочая Европа, воссоединение Крыма с Россией не признает, а Украина считает их частью своего национального достояния и требует вернуть в Киев. Администрация Амстердамского университета, проведя многочисленные консультации с юристами и с властями Нидерландов, приняла воистину соломоново решение: 19 (по другим сведениям 28) экспонатов вернулись в предоставивший их Музей исторических драгоценностей Украины, а остальные 565, принадлежащие музеям Крыма, решила придержать до разрешения конфликта.

Стоимость крымской части экспонатов по приблизительным оценкам составляет порядка 120 млн долларов. Но это, заметим, официальная страховая сумма. Аукционная была бы выше как минимум на порядок. Цены же на подпольном рынке археологических ценностей и вовсе астрономические. Если заменить оригиналы копиями, а подлинники пустить на черный рынок, можно неплохо подлатать сдувшийся как мыльный пузырь украинский бюджет. Или сделать ценный подарок своим заокеанским благодетелям. Есть и другие заманчивые варианты — эксперты не исключают, что при нынешнем отчаянном экономическом положении Украины она способна на крайние шаги. Так или иначе, но за скифское золото она готова бороться до последнего цента: решение о «закупке юридических услуг» по «защите интересов страны» принято на уровне кабинета министров. Впрочем, и Министерство культуры РФ обратилось к известной международной юридической компании. По некоторым данным, речь идет о британской Krederi LTD.

С вопросом, насколько обоснованы претензии Украины, «Труд» обратился к заместителю директора по научной работе Государственного исторического музея Андрею Яновскому:

— По логике, предметы должны быть возвращены в те музеи, откуда они были взяты. Вещи связаны с историей Крыма, и нахождение их в других музеях выглядит по меньшей мере странно. Но тут есть одна тонкость: ни один государственный музей в мире сам передавать экспонаты на выставку в другую страну не может — такого рода соглашения оформляются на уровне правительственных гарантий, особенно когда речь идет о раритетах мирового значения. Государство должно было выдать музеям разрешения на вывоз предметов из страны и на этом основании могло бы требовать их назад. Разумеется, Украина так просто не сдастся, и все будет зависеть от того, как сумеют договориться юристы, представляющие интересы сторон.

Вопрос о том, может ли государство документально обосновать свои притязания, мы решили прояснить у непосредственного участника событий — директора Центрального музея Тавриды Андрея Мальгина:

— Требования Министерства культуры Украины базируются на определенных пунктах контракта, согласно которым эти предметы одновременно являются собственностью и музеев, и государства. Ситуация такая: контракты заключены между директорами музеев и администрацией Амстердамского университета, подписей представителей Минкульта на них нет. Но в текстах этих договоров, а также в страховых документах сказано, что эти предметы рассматриваются как национальное достояние Украины. Нидерланды сочли ситуацию спорной, и наши предметы фактически подверглись аресту до вынесения вердикта. Наши музеи заключили договоры с группой международных юристов, которые представляют наши интересы. Понятно, что политическая ситуация на Украине сильно влияет на возможный исход, поэтому было бы лучше, если бы сначала власти Украины нормализовали обстановку в стране, а уж потом на холодную голову решали проблемы, к политике не имеющие никакого отношения. И единственное правовое решение — все предметы должны вернуться в родные стены.

Однако украинское перемирие слишком хрупко для того, чтобы внушать серьезные надежды на близкую стабилизацию в стране. Но, по мнению президента Российской ассоциации по изучению Древнего Египта «Маат» Виктора Солкина, отчаиваться не стоит: история знает примеры, когда исторические ценности, отправленные на выставку за рубеж, вынуждены были пережидать на чужбине, пока на родине не кончится война.

— Ситуация хоть и с трудом, но вписывается в имеющиеся международные прецеденты — Ирак, Кувейт. Предметы, составляющие музейное собрание, являются прежде всего собственностью музея, обеспечивающего их хранение, изучение и экспонирование. Изъятие даже одного предмета может привести к разрушению всей коллекции. Нидерланды, по сути, придерживаются такой же позиции: они вернули только предметы, принадлежавшие Национальному музею древностей в Киеве. И тот факт, что они не торопятся решать судьбу остальных, доказывает, что они поддерживают мировую практику. Украина достаточно долго настаивала на том, что договор подписывало Министерство культуры. Это оказалось абсолютной ложью. В такой ситуации право музея на нерушимость коллекции является определяющим, что означает: все предметы должны вернуться в крымские музеи, независимо от того, частью какого государства на том или ином историческом этапе являлся Крым.

Поддержим специалиста: голландцы славятся своей нелюбовью к скоропалительным решениям. Можно сказать, что рассудительность — их национальная черта. Будем надеяться, что она их на этот раз не подведет.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9463
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7165
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?