Главная Культура 00:02 12 Апреля 2024 4362
«Пытаюсь понять, почему мои герои так жили и писали»

Классика не монумент, а бурление живой жизни, утверждает в своей новой книге Владислав Отрошенко

Дарья Ефремова
Фото: Борис Кремер/Russian Look, globallookpress.com

Одним из хитов недавней книжной ярмарки «Нонфикшен» стал представленный сборник эссе-новелл «Гения убить недостаточно» Владислава Отрошенко — прозаика, члена жюри «Ясной Поляны», автора «Гоголианы» и других работ, исследующих тайну творчества. Что роднит Платонова и Шопенгауэра, почему, чтобы понять Ницше, нужно заблудиться в Венеции и как вникнуть в страсти живших две тысячи лет назад возлюбленных? Об этом писатель рассказал «Труду».

— Само название «Гения убить недостаточно» разит наповал. Откуда оно возникло?

— Из заглавного эссе-исследования, посвященного гениальному американскому писателю Томасу Вулфу. Известно, что Вулф умер относительно молодым, но когда работаешь над текстом, раскрываются просто ошеломляющие подробности! Это был редкий в мировой литературе случай, когда писателя убило слово критика. В апреле 1936 года в нью-йоркском еженедельнике Saturday Review of Literature («Субботнее обозрение литературы») увидела свет статья Бернара ДеВото Genius Is Not Enough («Гениальности недостаточно»), в которой новый главный редактор авторитетного журнала уничтожал Вулфа как литератора. Речь шла о том, что, хоть издающийся у знаменитого Максвелла Перкинса (чьими авторами также были Фицджеральд и Хемингуэй — «Труд») «вулканический талант» извергает слова раскаленной «лавой», этого мало. Вулфу, мол, нужно учиться мастерству романиста, овладевать навыками кропотливой работы и вообще надеть на свою прозу некий «корсет». Публикация предварялась портретом: в солнечный день на фоне высоких кустов ДеВото позировал в белой рубашке и темном галстуке, держа наизготовку кольт 45-го калибра. Самим своим видом он будто говорил: «Я пришел по твою душу, Вулф». Этот случай катастрофически повлиял на психику писателя, заставил последовать вредному совету про «корсет», разорвать отношения с Перкинсом — человеком, понимавшим сущность его гения. А вскоре Вулф заболел тяжелой болезнью и умер. Вот вам иллюстрация давно известной истины: словом можно убить.

— Другие сюжеты вашей книги, пусть не в столь жесткой форме, но тоже повествуют о том, как один шаг или впечатление могут резко изменить дальнейший ход событий. Например, в Венеции вы смогли представить себе, какую драму пережил в Италии Фридрих Ницше.

— Ну да, его в этой стране постигло тяжелое сумасшествие. Это случилось в Турине, в квартире на площади Карла Альберта. Помешательство Ницше проявлялось очень картинно: он совершал причудливые прыжки, плясал голым, выкрикивал бессвязные слова. И прожил в таком состоянии 10 лет. Но до туринской катастрофы успел влюбиться в Венецию, и это стало для меня большой загадкой, потому что Ницше не выносил городов как таковых. Любой город представлялся ему, предпочитавшему замкнутую жизнь в горных деревушках, многолюдным, шумным, оторванным от природы. Но Венецией, которую он впервые увидел в 1880 году, просто заболел, она привела его в полный восторг. Чем именно — мне стало понятно после одного случая. Жил я тогда в городке Бассано-дель-Граппа, читал лекции в Венецианском университете, ездил на работу на электричке. Итальянские коллеги предупреждали, что отклоняться от привычного маршрута не стоит: Венеция — город-лабиринт, свернешь — жестоко заблудишься. Но однажды я все-таки свернул с привычного пути и действительно сразу потерялся: долго ходил по улочкам, переулкам, мостам и только к вечеру вышел на площадь Сан-Марко. Был ослеплен этим взрывным расширением лабиринтного пространства. Мгновенно возникли огромные цветные флаги, сияние собора, море, наползающее на площадь. И я понял: по такой же схеме происходила мыслительная деятельность Ницше. Это было блуждание по лабиринту мыслей в поисках некой великой взрывной идеи, которая должна потрясти и привести в состояние эйфории, возвышенного ужаса и счастья. Как, например, идея Вечного Возвращения (тезис древнегреческих стоиков, Заратустры и многих последующих мыслителей о том, что мир в своем развитии периодически возвращается к неким главным, опорным состояниям — «Труд»).

— Чем объясняется такая необычная подборка имен и тем в вашей книге? Помимо Ницше и Вулфа вы касаетесь сюжетов, связанных с Овидием, Катуллом, Шопенгауэром, Платоновым, Тютчевым и даже Евангелиями от Матфея и Луки...

— На это ответить и просто, и сложно. Со всеми этими авторами я так или иначе сжился, меня интересовали тайны их бытия и творений. У людей, создавших главные прозаические и поэтические тексты мировой литературы и целые философские системы, всегда есть нечто общее — побочные эффекты гениальности, завихрения психики, выливающиеся в загадки судьбы. Казалось бы, какая связь между Андреем Платоновым и Артуром Шопенгауэром? А она есть. В период жизни философа, который принято называть дрезденским, особую притягательность для него приобрели дома скорби. Чтобы написать «Мир как воля и представление», нужно было соприкоснуться с сумасшествием. Но разве не так же, проходя по тонкому лезвию нормы и безумия, писал свои тексты и Платонов?

— Вы пишете для подготовленного, образованного читателя, а сейчас вряд ли таких много. Наоборот, большинство теперешних издателей скажут вам, что лучше не умничать — все должно быть понятно и любопытно любой домохозяйке или блогерше из «ТикТока».

— Я и не считаю себя элитарным писателем, не ориентируюсь на высоколобую публику. Напротив, стараюсь писать так, чтобы меня могла понять любая домохозяйка, а истории мои захватывали бы независимо от багажа знаний. В каждой моей новелле должна быть интрига, сюжет и даже, представьте, детективная составляющая. Ведь рассказы о судьбах не требуют академических сведений о социокультурном контексте эпохи. В качестве примера можно привести загадку романа Катулла и Лесбии. Знали бы францисканские монахи, у которых я брал уроки латинской грамматики, какие образы и выражения из песен римского поэта крутились в моей голове, когда я разгадывал, действительно ли Лесбия была его возлюбленной и что с ней на самом деле творили в римских кабаках semitarii moechi, закоулочные кобели! Или возьмем трагический любовный треугольник Тютчева, его жены Элеоноры Федоровны и Елены Денисьевой, учившейся вместе с дочерьми поэта в пансионе. Леля была моложе Тютчева на пару жизней, но ответила ему взрывной страстью, их отношения продолжались 14 лет, пока она не умерла.

— Однако скептик скажет вам: это всего лишь окололитературные истории...

— Лучшая благодарность для меня как автора — если человек, прочитав мою книгу, заинтересуется ее персонажами настолько, что углубится всерьез в их произведения. Когда я пишу, то сам пытаюсь воплотиться в Платонова, Овидия, Катулла, войти в их систему координат, почувствовать их устремления изнутри. Почему они так жили, думали и писали. Холодно, по-литературоведчески препарировать творчество мне скучно. Эта книга — опыт переселения душ.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9453
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7154
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?