Главная Культура 00:02 12 Апреля 2024 4482
«Пытаюсь понять, почему мои герои так жили и писали»

Классика не монумент, а бурление живой жизни, утверждает в своей новой книге Владислав Отрошенко

Дарья Ефремова
Фото: Борис Кремер/Russian Look, globallookpress.com

Одним из хитов недавней книжной ярмарки «Нонфикшен» стал представленный сборник эссе-новелл «Гения убить недостаточно» Владислава Отрошенко — прозаика, члена жюри «Ясной Поляны», автора «Гоголианы» и других работ, исследующих тайну творчества. Что роднит Платонова и Шопенгауэра, почему, чтобы понять Ницше, нужно заблудиться в Венеции и как вникнуть в страсти живших две тысячи лет назад возлюбленных? Об этом писатель рассказал «Труду».

— Само название «Гения убить недостаточно» разит наповал. Откуда оно возникло?

— Из заглавного эссе-исследования, посвященного гениальному американскому писателю Томасу Вулфу. Известно, что Вулф умер относительно молодым, но когда работаешь над текстом, раскрываются просто ошеломляющие подробности! Это был редкий в мировой литературе случай, когда писателя убило слово критика. В апреле 1936 года в нью-йоркском еженедельнике Saturday Review of Literature («Субботнее обозрение литературы») увидела свет статья Бернара ДеВото Genius Is Not Enough («Гениальности недостаточно»), в которой новый главный редактор авторитетного журнала уничтожал Вулфа как литератора. Речь шла о том, что, хоть издающийся у знаменитого Максвелла Перкинса (чьими авторами также были Фицджеральд и Хемингуэй — «Труд») «вулканический талант» извергает слова раскаленной «лавой», этого мало. Вулфу, мол, нужно учиться мастерству романиста, овладевать навыками кропотливой работы и вообще надеть на свою прозу некий «корсет». Публикация предварялась портретом: в солнечный день на фоне высоких кустов ДеВото позировал в белой рубашке и темном галстуке, держа наизготовку кольт 45-го калибра. Самим своим видом он будто говорил: «Я пришел по твою душу, Вулф». Этот случай катастрофически повлиял на психику писателя, заставил последовать вредному совету про «корсет», разорвать отношения с Перкинсом — человеком, понимавшим сущность его гения. А вскоре Вулф заболел тяжелой болезнью и умер. Вот вам иллюстрация давно известной истины: словом можно убить.

— Другие сюжеты вашей книги, пусть не в столь жесткой форме, но тоже повествуют о том, как один шаг или впечатление могут резко изменить дальнейший ход событий. Например, в Венеции вы смогли представить себе, какую драму пережил в Италии Фридрих Ницше.

— Ну да, его в этой стране постигло тяжелое сумасшествие. Это случилось в Турине, в квартире на площади Карла Альберта. Помешательство Ницше проявлялось очень картинно: он совершал причудливые прыжки, плясал голым, выкрикивал бессвязные слова. И прожил в таком состоянии 10 лет. Но до туринской катастрофы успел влюбиться в Венецию, и это стало для меня большой загадкой, потому что Ницше не выносил городов как таковых. Любой город представлялся ему, предпочитавшему замкнутую жизнь в горных деревушках, многолюдным, шумным, оторванным от природы. Но Венецией, которую он впервые увидел в 1880 году, просто заболел, она привела его в полный восторг. Чем именно — мне стало понятно после одного случая. Жил я тогда в городке Бассано-дель-Граппа, читал лекции в Венецианском университете, ездил на работу на электричке. Итальянские коллеги предупреждали, что отклоняться от привычного маршрута не стоит: Венеция — город-лабиринт, свернешь — жестоко заблудишься. Но однажды я все-таки свернул с привычного пути и действительно сразу потерялся: долго ходил по улочкам, переулкам, мостам и только к вечеру вышел на площадь Сан-Марко. Был ослеплен этим взрывным расширением лабиринтного пространства. Мгновенно возникли огромные цветные флаги, сияние собора, море, наползающее на площадь. И я понял: по такой же схеме происходила мыслительная деятельность Ницше. Это было блуждание по лабиринту мыслей в поисках некой великой взрывной идеи, которая должна потрясти и привести в состояние эйфории, возвышенного ужаса и счастья. Как, например, идея Вечного Возвращения (тезис древнегреческих стоиков, Заратустры и многих последующих мыслителей о том, что мир в своем развитии периодически возвращается к неким главным, опорным состояниям — «Труд»).

— Чем объясняется такая необычная подборка имен и тем в вашей книге? Помимо Ницше и Вулфа вы касаетесь сюжетов, связанных с Овидием, Катуллом, Шопенгауэром, Платоновым, Тютчевым и даже Евангелиями от Матфея и Луки...

— На это ответить и просто, и сложно. Со всеми этими авторами я так или иначе сжился, меня интересовали тайны их бытия и творений. У людей, создавших главные прозаические и поэтические тексты мировой литературы и целые философские системы, всегда есть нечто общее — побочные эффекты гениальности, завихрения психики, выливающиеся в загадки судьбы. Казалось бы, какая связь между Андреем Платоновым и Артуром Шопенгауэром? А она есть. В период жизни философа, который принято называть дрезденским, особую притягательность для него приобрели дома скорби. Чтобы написать «Мир как воля и представление», нужно было соприкоснуться с сумасшествием. Но разве не так же, проходя по тонкому лезвию нормы и безумия, писал свои тексты и Платонов?

— Вы пишете для подготовленного, образованного читателя, а сейчас вряд ли таких много. Наоборот, большинство теперешних издателей скажут вам, что лучше не умничать — все должно быть понятно и любопытно любой домохозяйке или блогерше из «ТикТока».

— Я и не считаю себя элитарным писателем, не ориентируюсь на высоколобую публику. Напротив, стараюсь писать так, чтобы меня могла понять любая домохозяйка, а истории мои захватывали бы независимо от багажа знаний. В каждой моей новелле должна быть интрига, сюжет и даже, представьте, детективная составляющая. Ведь рассказы о судьбах не требуют академических сведений о социокультурном контексте эпохи. В качестве примера можно привести загадку романа Катулла и Лесбии. Знали бы францисканские монахи, у которых я брал уроки латинской грамматики, какие образы и выражения из песен римского поэта крутились в моей голове, когда я разгадывал, действительно ли Лесбия была его возлюбленной и что с ней на самом деле творили в римских кабаках semitarii moechi, закоулочные кобели! Или возьмем трагический любовный треугольник Тютчева, его жены Элеоноры Федоровны и Елены Денисьевой, учившейся вместе с дочерьми поэта в пансионе. Леля была моложе Тютчева на пару жизней, но ответила ему взрывной страстью, их отношения продолжались 14 лет, пока она не умерла.

— Однако скептик скажет вам: это всего лишь окололитературные истории...

— Лучшая благодарность для меня как автора — если человек, прочитав мою книгу, заинтересуется ее персонажами настолько, что углубится всерьез в их произведения. Когда я пишу, то сам пытаюсь воплотиться в Платонова, Овидия, Катулла, войти в их систему координат, почувствовать их устремления изнутри. Почему они так жили, думали и писали. Холодно, по-литературоведчески препарировать творчество мне скучно. Эта книга — опыт переселения душ.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5794
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5447
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...