«Как должен начинаться типовой сценарий типовой экранизации гоголевского «Ревизора»?» — спросил как-то Виктор Шкловский у Всеволода Пудовкина. «Свинья чешется о столб», — моментально ответил режиссер. Открыли пришедший на студию сценарий, там на первой странице крупным шрифтом: «Свинья чешется о столб». «Как должна начинаться типовая российская комедия с названием «Любовники»?» — спросил я сам себя. «На экране крупным планом — обнаженные ягодицы», — ответил я сам себе. И не ошибся...
Не то чтобы я был такой же прозорливый, как упомянутые классики советского кино. Но три года назад режиссер Елена Хазанова выпустила на экраны фильм «Любовницы», который я имел несчастье видеть. Предположить творческий уровень «Любовников», которые являются второй частью затеянной Хазановой комедийной серии (по некоторым сведениям, планируется уже и третья часть), мне было, как вы понимаете, несложно...
«Любовники» рассказывают о трех относительно молодых мужчинах, пострадавших от женщин. Их выставили из дома жены, подозревающие своих мужей в супружеской неверности. Один из них, журналист глянцевого издания (Павел Прилучный), был застигнут женой в супружеской постели, где его страстно обихаживала некая залетная жрица любви. Второму, хилому на вид практикующему гинекологу (Алексей Золотовицкий), сам бог велел ходить налево и заглядывать в опасные сексуальные бездны, считает его суровая жена. Третий, владелец салона красоты (Роман Курцын), замутил роман с хваткой провинциалкой из Иваново, которая в итоге переписала на себя его бизнес.
В итоге наши герои встречаются на групповом сеансе у психолога (Михаил Брашинский), который в извечной битве полов склонен принимать сторону женщин. «Повторяй за мной: я волосатое животное», — заставляет он одного из героев раз за разом произносить эту дикую мантру. В знак протеста против такой варварской терапии три новоявленных товарища покидают тренинг. И решают, что отныне они сами себе психологи и сексологи. А еще — благородные мстители, призванные «поставить на место» коварное женское племя и доходчиво объяснить своим женам, «кто в доме хозяин».
Сначала они пытаются укротить ревнивую супругу гинеколога. Потом совершают акт возмездия над провинциалкой из Иваново. Потом под видом полиции нравов вламываются в номер к возрастной любительнице молоденьких мальчиков (Алена Бабенко). Потом выводят на чистую воду подлую секретаршу, которая сделала доходный бизнес из обвинений своих боссов в харассменте. Потом пробуют помочь олигарху (Максим Виторган), который замечает в глазах нравящихся ему женщин любовь не к себе, а к своим миллионам. Потом слава об их подвигах разносится по всей столице...
В штаб мстителей, который расположился в Сандуновских банях, вереницей тянутся мужики, униженные и оскорбленные властолюбивым и сластолюбивым женским сословием. Без конца вливая в себя элитный алкоголь, меняя в ходе своих похождений шикарные апартаменты и гостиничные номера (откуда у них, спрашивается, столько времени и денег на разгульную жизнь?), наши обалдуи вершат над женщинами свой мужской суд, сколь скорый, столь, увы, зачастую и неправый...
Я догадываюсь о замысле авторов фильма. Наверное, они хотели в комедийной форме рассказать о сложных, полных тонких нюансов взаимоотношениях мужчин и женщин, в которые нельзя вторгаться посторонним, да еще с не всегда чистыми руками и помыслами. Формально фильм ратует за семейные ценности — ближе к финалу герои начинают тосковать по своим женам и детям. Но по ходу сюжета авторы с такой визуальной сочностью живописуют сцены пьяных кутежей, поголовного разврата, порочных фантазий, мужских и женских, что в итоге их кино оставляет, скажем мягко, двусмысленное послевкусие.
Для сатирической комедии в «Любовниках» явно не хватает перца, огня, точных акцентов. Для комедии романтической, лирической в фильме недостает не то что любовной химии, но элементарной симпатии, нежности между хабалистыми мужьями и их замученными женами. В картине никому не сочувствуешь, ни за кого не переживаешь, никого не жалеешь. Одна только Глюк’Oza (она же актриса Наталья Чистякова-Ионова) в роли жены журналиста сыграла что-то похожее на вызывающий симпатию женский характер.
В итоге «Любовники» по факту превращаются в сборник эротических, гинекологических анекдотов, рассказанных на грани, а порой и за гранью приличного вкуса. Хорошо хоть, что Министерство культуры и Фонд кино не засветились в спонсорах этого сомнительного проекта. И возрастной ценз у фильма правильный — 18+. Но здесь начинается другая проблема, не имеющая прямого отношения к авторам фильма, однако я счел необходимым о ней сказать.
Я смотрел «Любовников» в подмосковном Королеве на дневном (16 часов) сеансе. В зале в основном сидели... нет, совсем даже не ровесники 40-летних героев, а: подростки 12-15 лет. Я понимаю, что после ухода с отечественного кинорынка «большого Голливуда» наши кинотеатры переживают затяжной финансовый кризис. Что российских фильмов, способных собрать кассу, в прокат выходит совсем немного. Но нельзя же спасать от разорения кинотеатры, пуская детей на пошловатый фильм, который начинается, да-да, с упомянутых выше ягодиц, ритмично двигающихся на крупном плане...
За первый уик-энд фильм «Любовники» собрал в российском прокате более 60 млн рублей и стал одним из лидеров проката. Надеюсь, в масштабах России это произошло все-таки не за счет подростковой аудитории. Хотя некоторые опасения на этот счет лично у меня возникли.