
«Утро России» — это то, с чего начинается каждый день у миллионов наших сограждан. Программа — традиционно в малиновой (самой крутой) зоне рейтинговых таблиц. А ведущая этого новостного шоу на канале «Россия 1» Елена Николаева уже многие годы остается желанной гостьей в наших домах. Правда, несмотря на регулярные встречи, мы не так уж много знаем об этой журналистке — одной из самых красивых женщин нашего ТВ. Поговорим?
— Елена, сейчас все ловят политические новости — про Белоруссию, Навального, Хабаровск... Всего этого в вашей программе не увидишь. Вам не обидно? Не чувствуете себя рыбкой в банке с дистиллированной водой?
— Считаю, нам повезло, что в нашем утреннем шоу нет политики. За нее отвечают «Вести», выходящие в эфир каждые полчаса. Разумеется, их я смотрю и, конечно же, слежу за происходящим и в Белоруссии, и с Навальным, и в Хабаровске. Но свои мысли об увиденном предпочитаю высказывать в кругу друзей, а не в публичном пространстве. Я не готова превращаться в «диванного эксперта», судящего о политике без достаточных на то оснований.
Насчет же вашей аналогии с «рыбкой в банке»... Неужели от нашей программы веет таким искусственным благополучием? Мы ведь тоже говорим об очень многом, что по-настоящему волнует и трогает людей. О проблемах образования и здравоохранения, о падении покупательной способности, о защите трудового права... А куда деваться детям или женщинам, которых избивают в семьях? Что делать с животными, которым отрезают головы, и до сих пор не существует полноценного закона против таких жестоких действий? Это я просто навскидку привожу примеры из недавних тем. И вы после этого будете говорить, что вне политики нет жизни? На самом деле большинству из нас — вам, мне и т.д. как социуму неважно, кто там наверху. Как его имя и фамилия. Важно, какие счета приходят за коммуналку и сколько по ним надо платить. Как заставить работать закон, если в карантин вас уволили. Обыденные вещи, которые касаются каждого.
Сама я идти в политику пока идти не планирую. Когда-нибудь, может быть... Если пойму, что полезного там могу сделать. Вообще же стараюсь идти только туда, где четко понимаю, что и как могу сдвинуть к лучшему. Увижу, что на улице обижают человека, — обязательно вступлюсь.
— Неужели и драки приходилось разнимать?
— А представьте себе, что на ваших глазах хулиган пристает к женщине — как бы вы поступили? Хотя знаете, я убеждена, что слова сильнее кулаков. Синяки заживают, а с душой и сердцем разобраться труднее. Я могу сказать так, что этот хулиган потом перестанет спать по ночам.
— Нарушителями порядка становятся не от гармоничной жизни. Например, проблему бездомности вы тоже затрагиваете?
Тема защиты животных — одна из дорогих и важных для Елены
— Конечно: в контексте приютов — как это должно быть построено. В контексте пособий. И с точки зрения медицинской помощи. Но честно признаюсь — не уверена, что можно помочь всем. Одно дело — если речь о пожилом одиноком человеке, который стал жертвой мошенников. Тут государство и общество просто обязаны создать максимально благоприятные условия для фондов, которые таких людей вызволяют из беды. Другое — вот совсем недалеко от моего дома есть место, где тусуются бомжи. Выпивают, общаются... Мне кажется, это что-то вроде клуба, и это их выбор. Что тут можно сделать — не представляю. Но это сугубо мое частное мнение.
— Даже в таком оазисе стабильности, как ваша программа, наверняка в новом сезоне произойдут какие-то изменения?
— Они уже произошли. Вообще-то смена ведущего — редкость в успешной передаче. Но этим летом наша Лена Ландер уехала в Италию, чтобы воссоединиться с семьей (она не видела живущего там мужа все месяцы пандемии). На ее место вышла Света Абрамова. В целом же программа сейчас самая рейтинговая в своем слоте. Если вы делаете что-то хорошо и люди смотрят, зачем менять?
Тут другое: наша программа, надеюсь, помогает чему-то меняться в самой жизни зрителей. Хотим делать это и дальше. А вообще-то формула проста: человек встает утром, включает телевизор и о многом узнает за короткое время завтрака и сборов на работу. А еще заряжается хорошим настроением.
— Но сами-то вы меняетесь. Помню, несколько лет назад взялись изучать китайский язык...
— И это было очень интересно, китайский сперва взрывает тебе мозг, а потом развивает. А начала я просто потому, что пригласили участвовать в программе полиглота Дмитрия Петрова на телеканале «Культура». Он прекрасный учитель. Кстати, эти знания потом пригодились, когда я ездила на Тайвань послом доброй воли. Конечно, до свободного общения мне далеко, но даже отдельные китайские выражения очень помогают в налаживании контакта — китайцы это ценят. Вот поупражнялась в языке, а потом еще чем-то увлеклась. Это же нормально — искать себя в разных сферах.
— В каких еще?
— Например, увлеклась готовкой. Настолько, что открыла пару своих ресторанов. Мы вот с вами сидим в ресторане, едим гаспачо, а я примечаю: неплохо, но есть что-то лишнее, а вот если бы добавили немного черешни, листик тархуна, то вкус был бы тоньше и привлекательнее.
— Вы такой искушенный кулинар?
Заядлому кулинару удается красиво накрыть стол даже на острове посреди океана
— Прежде всего сама люблю вкусно поесть. Представьте, на завтрак предпочитаю мясные стейки. Еще я поклонница сезонной кухни. Вот, к примеру, пошли лисички, могу съесть их огромную сковороду. А в ресторане тебе подадут горсточку. Свои вкусы легче удовлетворить самой. А готовка — это целая магия. Прихожу в магазин, и продукты сами рассказывают мне, как их приготовить. Например, по наитию знаю, какой толщины должен быть ломтик того или иного. Ведь каждый ингредиент сильно меняет вкус. Допустим, вы подаете огурцы с соленым лососем — невелика хитрость, да? Но если ломоть огурца окажется слишком толстым, он может перебить вкус лосося.
— Вам пора вести собственную передачу о еде. Не думали?
— Была такая мысль, но на телеканале «Россия 1» эту тему не очень любят. Думала делать YouTube-канал, книжку писать, даже с издательством договорилась. Но потом настолько захватили меня эти ресторанчики, что на книгу или ТВ-программу эмоций не осталось. Мой первый корнер появился в 2018 году на модном тогда пространстве «Центральный рынок». Первые полгода я всё свободное время проводила у плиты. Потом мы переехали на Тверскую, и еще я открыла дополнительное место в Башне Федерация. Сейчас там такая хорошая команда и процессы настолько налажены, что уже нет смысла в ту работу вмешиваться.
— Может быть, откроете кулинарную школу?
— Думала и об этом, причем о школе, где учили бы готовить мужчин. Готовящий мужчина, как правило, более успешен, чем женщина. Повара-мужчины — они от бога. Это люди, спустившиеся к нам с небес... Немножко шучу, конечно.
Лучшая еда, по убеждению Елены — сезонная
— А что вслед за сезонной кухней?
— Вот этого не знаю. Я вообще-то не марафонец, а спринтер: загорелась, сделала, поставила на рельсы — и оно идет дальше без меня, принося радость и какой-то доход. Главное — не стоять на месте. Сейчас, например, увлеклась садоводством. Оформила дом и несколько офисов. Разберусь в этом деле — и дальше. А если будет нужно, снова встану к плите и хоть целый ресторан накормлю.
— Знаю, вас увлекают и путешествия — видел в вашем «Фейсбуке» кадры из Якутии, где вы в национальной одежде. Очень, кстати, идет!
Эфир порой диктует самые неожиданные перевоплощения
— Спасибо. Якутия мне очень близка. Прилетаю туда, как домой. Хотя по сравнению с московской жизнью это другая вселенная. Да сама Якутия летом и зимой — как разные планеты. И там сохранилось многое от язычества: шаманы, традиционная одежда на современных свадьбах... Если якуты уезжают учиться в другой город, даже столицу — потом стремятся вернуться. И кино там своеобразное. Однажды местный фильм побил в прокате «Человека-паука»!
— А вы какое кино любите?
— То, где можно себя идентифицировать с героями. Я, например, когда смотрю фильмы, обязательно ищу в них красивую девушку, желательно блондинку, и представляю себя на ее месте. Тогда мне фильм нравится — в нем есть для меня ориентир.
— Получается, картины с Пенелопой Крус вам неинтересны?
— Помимо внешности есть еще и энергия. В Пенелопе ее достаточно. Деньги, успех, красота — это все энергия. Можно просто стричь изгородь, но так, что никто на свете лучше не подстрижет — и эта изгородь сделает мир чуть красивее. Мне повезло, рядом со мной именно такие люди. Руководитель нашей программы Елена Валерьевна Ивлева — умная, талантливая и неравнодушная. Или Игорь Леонидович Шестаков, который, собственно, и придумал программу. Знаете, бывают люди, живущие под девизом «сойдет и так». Таких надо немедленно убирать из дела. Мои коллеги — полная тому противоположность.
— А какая книга заряжает вас энергией?
— Последние лет десять не доводилось читать ничего мощнее, чем «Атлант расправил плечи» Айн Ренд (псевдоним рожденной в России американской писательницы ХХ века Алисы Розенбаум — «Труд»). Эти четыре тома я старалась максимально растянуть чтобы подольше «пожить» с героями, которым хочется постоянно двигаться, делать, достигать. Ловила себя на мысли: и это про меня, и это.
— Не могу не попросить роскошно выглядящую женщину поделиться с нашими читательницами секретами красоты.
— Ну, как уже говорила, я ем много мяса...
— Ничего себе рецепт!
— По правде, женщину такой, какая она есть, делает любовь. Я люблю и любима. Женщину делает радость — я радуюсь жизни, делаю дела, которые мне нравятся. Женщину и вообще человека делает любопытство к жизни. Вот оглянитесь на тех, кто сейчас в этом ресторане. Отличное место, но на лицах у многих отпечаток какой-то вселенской тоски. А еще, если приглядеться, глаза у них смотрят влево вниз. Это признак того, что человек увяз в проблемах. Мечтатели смотрят вверх и вправо! Если, конечно, они правши, у левшей все может быть наоборот.
— Что за наука учит таким премудростям?
— Психология, физиогномика, неврология, биология... Все к тому же, о чем мы говорили в начале беседы — психологическое воздействие может быть сильнее физического. Журналисту это особенно важно знать, мы же работаем со словами.
— Спасибо, запомню и постараюсь смотреть именно так: вправо и вверх. Правда, могут принять за косого... Последнее, что спрошу. В вас удивительно сочетается определенная элитарность — красивая, ухоженная женщина, живущая в прекрасном районе, занимающаяся престижным делом — и предельная контактность, демократичность. Вы над этим работали или это у вас природное?
— Спасибо за лестную характеристику. На самом деле все просто: нельзя считать одних людей лучше, других хуже. Надо с себя побольше требовать. Вспомнила сейчас книгу Эдварда Кеннеди «Один за всех» — там он пишет, как его с братьями воспитывал отец. За дословность не ручаюсь, но смысл такой: «Ты должен выбрать, каким путем пойдешь. Любить я тебя буду все равно, но если ты выберешь несерьезную жизнь, я не стану тратить на тебя время». Вот так и у меня: есть те, кто восхищает и заряжает. Неважно, писатель это или садовник. А есть те, на чьи мысли и поступки я не буду тратить время. Но это не значит, что стану общаться с ними как-то иначе. Просто их не будет в моем ближнем круге. Вот и все