На этой неделе на телеканале ТНТ вышла одна из самых ожидаемых премьер сезона — комедийный сериал «Ольга». Про его героиню можно сказать печально известными стихами о судьбе русской женщины: «Я и лошадь, я и бык, я и баба и мужик...». Она одна тянет на себе двух детей, отца-алкоголика и непутевую сестру. И при этом все равно умудряется оставаться красивой и желанной. Сыграла эту роль актриса Яна Троянова, до сих пор появлявшаяся только в авторском кино («Волчок», «Жить», «Кококо», «Страна 03»). О том, что сподвигло ее сняться в телесериале, какие черты роднят ее с героиней, как воспринял «Ольгу» ее муж, драматург и режиссер Василий Сигарев, актриса рассказала «Труду» после показа первых серий ситкома.
— Яна, вас называют примой авторского — то есть элитарного — кино. И вдруг вы соглашаетесь исполнить главную роль в телесериале, да еще, говорят, гордитесь тем, что сыграли истинно народную героиню. Как объяснить такие метамарфозы?
— Объяснить просто, именно так, как вы сказали: я не хочу отделять себя от народа. Наверное, пришло время чуть разбавить мою артхаусную зрительскую среду далекой от изысков публикой. Той самой, что смотрит сериалы и искренне переживает за героев. Тем более что в «Ольге» переживать им есть за кого.
— Про героиню «Страны 03» Ленку Шабадинову вы говорили, что она на вас не похожа, потому что эта женщина не умеет говорить «нет». Наверное, прямолинейная и решительная Ольга вам ближе?
— Мне и Ленка была по-своему близка, просто эти женщины отражают разные стороны моего характера. Каждую из своих героинь я люблю, в каждой есть что-то от меня самой. Хотя знак равенства ставить нельзя. Да, в Ольге есть присущие мне черты, но я не живу так, как она: у меня не такая семья, меня не заедает быт... Хотя представить такую ситуацию мне было нетрудно.
— А какую роль быт играет в вашей жизни?
— Да никакую, я от этой проблемы избавилась давным-давно. Убираться по дому мне помогают помощницы, милые женщины. Что-нибудь вкусное может приготовить муж. И ссоры на бытовую тему, как у Ольги с домашними (вроде того, что «давай быстрее унитаз чини»), это точно не про нас с Васей. Моя семья — моя крепость, где я себя чувствую защищенной и свободной.
— Ольга очень авторитарна с окружающими, а вам это свойственно?
— Пожалуй, да... Да!
— И вы считаете такую манеру общения правильной?
— Я очень требовательная к окружающим. Например, считаю, что если есть какие-то договоренности или правила, то их надо выполнять. Пожалуй, я в этом смысле даже противный человек. Но требую-то я не только с других, но и с себя тоже, причем, с себя прежде всего. Может, это меня как-то извиняет...
— А как вам, Яна, работалось на съемках сериала с режиссерами Алексеем Нужным и Игорем Волошиным?
— Работалось мне с ними хорошо, но поскольку «Ольга» — это не авторское кино, то здесь многое решают креативные продюсеры. А с ними я хоть и дружу, но часто спорю. Например, по поводу сценария. Правда, на съемках второго сезона сериала, которые уже начались, разногласий у нас стало поменьше.
— Вы быстро нашли общий язык с двумя вашими экранными детьми?
— Практически сразу, ведь у нас были ансамблевые пробы. Я к ним в это время приглядывалась, потом с продюсером эти пробы обсуждала. Конечно, некоторое время мы все друг к другу притирались, зато теперь я этих мальчика и девочку уже ощущаю как своих.
— Скажите, это не вы поучаствовали в том, чтобы в фильме появилась прекрасная актриса Роза Хайруллина, которая вместе с вами играет в постановке Василия Сигарева «Вий» в Табакерке?
— Пригласить ее предложили креативные продюсеры. Но сама Роза говорит, что пришла на проект из-за меня.
— Многие артисты жалуются, что сериальные темпы съемки очень жесткие, требуют не столько творческих усилий, сколько выносливости. Вы с этим согласны?
— Выработка на съемках «Ольги» у нас была небольшая, всего четыре минуты в день. Для сериала это необычайно щадящий режим. Даже Сигарев в своем авторском кино иногда выжимал по десять минут. Другое дело, что в авторском кино, пока фильм снимался, я жила только им. Даже родственникам запрещала мне звонить, чтобы не отвлекаться. Я в проект ныряла, как в воду — с головой. И только после его окончания выныривала и шла от него, что называется, очухиваться.
Когда снимался первый сезон «Ольги», я тоже сначала погрузилась в него целиком, но быстро почувствовала, что это неправильно. Жаловалась Сигареву — мол, а как же моя драгоценная жизнь, она ведь проходит мимо.
Но муж отвечает в таких случаях просто: «А это и есть жизнь». Он мне вообще ныть не позволяет. Тогда я поняла, что раз сериал будет сниматься еще полгода, то нужно учиться чем-то еще параллельно с этой работой себя занимать. И стала, например, после съемочной смены просить Васю в ресторане посидеть. Такой образ жизни во время съемок для меня в новинку, конечно, и жестким его никак не назвать.
— Зато ваши поклонники теперь рады, что будут видеть вас по телевизору каждый день. Знаю, что еще пару лет назад многие вас упрекали в том, что редко снимаетесь. Кстати, как часто вы общаетесь с поклонниками?
— Так часто, насколько позволяет мое время и насколько они сами проявляют желание со мной увидеться. В октябре меня приглашают в Питер, чтобы я с местным фан-клубом пообщалась. Поеду. Отвечаю на те письма, которые кажутся мне особо трогательными. А такие бывают. Иногда такие пронзительные послания получаю, что не ответить просто грех...
— Помнится, вы говорили, что сценарист и драматург Василий Сигарев может писать только в своем кабинете в Екатеринбурге. Но теперь вы уже почти два года живете в Москве. И как ему в столице работается?
— Вася начал работать здесь — чего не сделаешь, если жизнь заставит. Главное, что дом для нас там, где мы с ним вместе. А когда-то я действительно и не мыслила, что мы переедем в Москву. Хотя после первого же нашего фильма «Волчок» нас с Васей тянули в столицу, но мы отказывались. Я никогда не приезжала сюда на кастинги. Хотя многие этому удивлялись, говорили: «Как, при твоем характере — и ты еще не в Москве?». Но у меня как раз нет этого в характере — ломиться во что бы то ни стало в столицу. Просто в какой-то момент Москва, что называется, за шкварник затащила, и я не стала этому сопротивляться.
— Появились у вас здесь любимые места, или пока присматриваетесь?
— Появились — и улочки, и ресторанчики, и целые районы. Мне очень нравятся Покровка и Чистые пруды, а квартиру мы купили на Большой Ордынке. И вообще, я очень люблю московский центр, архитектуру старинную. Наверное, не смогла бы жить в Чертаново, как приходится моей нынешней героине Ольге.
— В наступающем театральном сезоне мы увидим вас в новом спектакле?
— Нет, я поняла, что на это меня сейчас просто не хватит. Вообще-то мне кажется, что театр похож на авторское кино: в него надо полностью погружаться, нырять с головой. А я этого пока не хочу, да и времени не хватает для такого отрешения. Я вот пыталась закрепиться в постановке Кирилла Серебренникова «Кому на Руси жить хорошо», но потом у них начались переносы спектакля, а у меня уже наступили съемки «Ольги», о которых Кирилл прекрасно знал... Но я ни о чем не жалею. Раз так сложились обстоятельства, значит, их нужно принимать и не пытаться прыгнуть выше головы. Для меня очень важно себе соответствовать. Вот мне задают вопрос, не хочу ли я сыграть классику, походить в кринолинах, а я себя в них в упор не вижу. Зато ощущаю, что в каждой моей роли есть русский характер.
— То есть себя без России не мыслите и Голливуд завоевывать не мечтаете?
— Да нет, не было у меня никогда такого желания.
— А вот ваша героиня Ольга мечтает отдохнуть хотя бы в Турции...
— Ничего удивительного. Думаю, многие одинокие женщины хотят в отпуск на море, туда, где побольше мужчин.
— А вы куда любите ездить отдыхать?
— Ну уж во всяком случае не в Турцию и не в Египет. Я там никогда не была, мне такой отдых — с лежанием на пляже — пока неинтересен. В ближайшее время у меня будет перерыв на съемках, и я поеду на фьорды смотреть. Вообще-то путешествовать люблю. И в России много где побывала, и за границей. Набралась субъективных впечатлений... Мне, например, нравится Лондон, а Париж не люблю.
— За что же столица Франции в такой немилости?
— Не знаю, может, мне не повезло с общением, но я считаю парижан жлобьем, причем надменным. А от этого и архитектура не спасает, и другие парижские прелести.
— Яна, традиционный вопрос об отношениях с ТВ. Вы сами-то телевизор смотрите?
— Еще как! И ТНТ, и телеканал «2×2», и Paramount Comedy, и Discovery Channel и 24_DOC. И документалку смотрю, и художественные фильмы, и сериалы.
— В заключение не могу не спросить: ваш муж уже посмотрел какие-то серии из «Ольги»?
— Да, он сел и не отрываясь смотрел сразу четыре серии. И я сама наблюдала, как «Ольга» его затягивает. На первой серии он был напряжен, потом уже сидел, бурно реагировал, даже хохотал местами. Лучшим комплиментом для меня стало обещание мужа смотреть этот фильм и дальше. А это, поверьте, немало. Отечественные сериалы Васю не интересуют вообще, только американские и британские. И я точно знаю, что если бы ему не понравились первые серии, он бы и «Ольгу» смотреть дальше не стал.