Николай Аристов и Павел Исаков, первые ласточки спортивной режиссуры, начали работать на рубеже 50-х и 60-х годов. Это были режиссеры театра, опыта показа трансляций у них не было никакого. Телевидение было черно-белым, в их распоряжении было всего три-четыре камеры, и то не всегда. Приходилось выкручиваться, изобретать, вносить в показ какую-никакую художественность, например ловить интересные крупные планы и давать их почаще.
Появление цветного телевидения в конце 60-х почти не повлияло на работу режиссеров, ведь мониторы еще долгое время оставались черно-белыми. Просто режиссерам понадобились специальные помощники, которые следили, чтобы изображение с разных камер было сбалансировано по оттенкам.
ПРОФЕССИОНАЛЫ ИДУТ
В середине 60-х появилось второе поколение спортивных режиссеров, самыми известными из которых стали Ян Садеков и Раиса Панина. Они впервые ввели в показ незамысловатые повторы: инженеры просто отматывали пленку на несколько секунд назад и пускали снова, а режиссеры выводили изображение на экран. В 1972 году на Гостелерадио привезли первую профессиональную технику для повторов - два американских аппарата Ampex. "Их достали через третью страну, - рассказывает Раиса Панина, - потому что американцы неохотно продавали СССР высокотехнологичное оборудование, да и советская гордость не позволяла нашему телевизионному руководству обращаться за помощью к врагу". Поэтому появление буржуйской аппаратуры держали в строжайшей тайне. Американская техника позволяла делать замедленные повторы. "Я такие чудеса на них творила - все с ума сходили", - вспоминает Раиса Панина. Иногда, правда, не обходилось без курьезов. Например, стоп-кадры прыгунов на батуте порой выходили за рамки приличия.
Олимпиада-80 подняла профессию на новый уровень. В СССР начали в массовом порядке завозить новую технику (те же Ampex), реконструировать стадионы с учетом международных требований к телевизионным трансляциям, а количество телевизионных камер на трансляциях порой доходило аж до пятнадцати.
Работу режиссерам осложняли лишь проблемы идеологического характера. Николая Аристова отстранили от работы за то, что один из операторов во время Универсиады в Москве показал крупным планом израильский флаг, несмотря на запреты партийных функционеров. Сразу после этого Аристов получил инсульт. Во время трансляций фигурного катания звукорежиссерам приходилось глушить идеологически чуждую музыку, под которую выступали иностранные спортсмены, и накладывать классическую или советскую. Порой получалось смешно и нелепо: музыка не всегда соответствовала движениям фигуристов.
ПОКАЖИ МЕНЯ - ДАМ ДЕНЕГ
На работе режиссеров сильно отразилась разруха раннего капитализма. Был период безвременья, когда российский спорт почти не показывали. А если и показывали, приходилось идти на хитрости. Народ на стадионы ходил плохо, по крайней мере в Москве, трибуны были полупустыми, поэтому режиссеры старались давать крупным планом лица болельщиков, а не общий вид трибун. Порой им приходилось просить звукорежиссера убавить громкость на футбольных матчах: трибуны молчали, и на поле был слышен только мат футболистов. "Когда зрителей на футболе стало больше, - рассказывает режиссер канала "Спорт" Станислав Хитрин, - мы все равно избегали общих планов, потому что болельщики в основном были одеты во что-то серо-черное и при показе трибун являли собой достаточно мрачную массу".
Происходили и совсем курьезные случаи. Например, к режиссерам или операторам подходили люди, давали деньги или коньяк и просили, чтобы их показали крупным планом на трибунах. Особенно этим грешили кавказцы. Иногда удивляли и сами участники "футбольных спектаклей". Дмитрий Белов, режиссер "Спорта", вспоминает, что однажды тренер одной из команд попросил его не показывать игрока, который будет выходить на замену, чтобы не сглазить.
ГОЛЫМ ЗАДОМ В КАМЕРУ
Сейчас работа режиссеров стала гораздо интереснее. Появилось много новых возможностей: режиссеры работают с 18-24 камерами, которые могут выдавать уже стократное увеличение. Когда канадцы на чемпионате мира забили нашим вторую шайбу, камера смогла уловить, а режиссер - показать, как у Быкова дернулось веко. Сегодня режиссерам помогают несколько ассистентов по повторам, целый штат редакторов ищет статистику, которую будут показывать во время матча. Вместо 20 на трансляции работают от 60 до 100 человек.
Режиссеры могут посылать операторов к скамейке запасных или за спину к тренерам во время тайм-аутов, прикрепить на целый период отдельную камеру к Яромиру Ягру и помочь милиции выявить зачинщиков драки на стадионе: специальные камеры наблюдения работают не так хорошо, как телевизионные.
Евгений Иванов, главный спортивный режиссер Первого канала, в 2005 году организовывал трансляцию чемпионата мира по фигурному катанию в Москве. Он рассказывает, что в процессе показа они придумали камеру-удочку, которая спускалась к фигуристам и снимала, как они подбирают цветы. По его словам, трансляция получила высокую оценку МОКа.
Возможности техники теперь накладывают на режиссеров ограничения этического характера, ведь показать можно все, даже то, что телезрителю не слишком приятно видеть, а участникам состязаний не очень-то хочется показывать. Поэтому существуют некоторые запреты. Например, нельзя показывать провокационные или нецензурные баннеры, дерущихся на трибунах игроков. В последнее время запретили показывать стрингеров - людей, которые выбегают голыми на поле. Евгений Гришин, режиссер "НТВ-Плюс", вспоминает, что на теннисном турнире год назад у него была возможность показать текст бумажки, которую перед матчем читал Шамиль Тарпищев. Он начал делать наезд, но потом сменил план, поскольку у Шамиля Анвяровича там были очень личные записи.
С появлением специальных спортивных каналов профессия режиссера стала очень востребованной. Но как нигде ей не учили, так и не учат. Поэтому некоторые режиссеры сетуют, что качество кадров сильно упало. Например, по словам одного из них, на популярном канале спортивным режиссером работает бывший водитель одного из управленцев канала. Раиса Панина рассказывает, что одна молодая женщина - спортивный режиссер - на полном серьезе спрашивала, как различать ватерполистов из разных команд.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК ЦЕНЗОР
С помощью телевидения английские журналисты подсчитали, что во время встречи с "Арсеналом" на "Хайбери" Уэйн Руни употребил слово "fuck" в отношении судьи Грэма Полла 20 раз. И это только то, что попало в крупный кадр трансляции. А сколько еще слов осталось за кадром!
Посмотрев замедленные повторы, руководители Ассоциации школьного футбола Англии отказали Руни в первоначально предназначенной для него роли почетного гостя на полуфинале национального кубка возрастной категории до 13 лет. "Мы посчитали, что есть футболисты, которые более достойны быть образцами для подражания".
Цифры
ЗАРПЛАТЫ СПОРТИВНЫХ РЕЖИССЕРОВ
90 рублей
получал помощник режиссера в СССР
160 рублей
получал спортивный режиссер в СССР
20 000 рублей
получал спортивный режиссер в конце 90-х
75 000 рублей
получает спортивный режиссер сейчас
(Указаны суммы после уплаты налогов)