Накануне Олимпиады в западной прессе тон и характер комментариев заставляли вспомнить вечную классику — старую песню Владимира Высоцкого: «Искаженный микропленкой, ГУМ стал маленькой избенкой, и уж вспомнить неприлично, чем предстал театр МХАТ...»
В самом деле, какую только дурь и дрянь не публиковали зарубежные корреспонденты накануне зимних Игр. Вспомните все эти жуткие фотографии убитых бродячих собак, оторванных дверных ручек, спаренных унитазов, грязной воды, льющейся из смесителей... Откровенные «фейки» появлялись даже в респектабельных изданиях, которые обычно более ответственно относятся к фактам. Было полное ощущение, что современные цифровые камеры заряжены все той самой «микропленкой» из песни Высоцкого. Добавьте прог-нозы о непременных терактах и массовых репрессиях против геев во время Олимпиады — и получится картинка ада и ужаса в стиле Иеронима Босха.
Правда, по мере того, как спортсмены и специалисты приезжали в Сочи и оценивали спортивные сооружения, комфорт Олимпийской деревни, инфраструктуру, гостеприимство хозяев, тон менялся. Местами прорывались даже восторженные нотки. А потом мир погрузился в зрелища, в азарт спортивной борьбы и первых ее результатов.
Большинство комментаторов признают: церемония открытия действительно получилась роскошной и многозначительной. Даже самые «заклятые друзья» нашей страны сквозь зубы отметили размах и технологическое совершенство шоу в Сочи. Хотя и без ложек дегтя не обошлось. К примеру, издание Christian Science Monitor возмутило уважение к советскому прошлому, которое продемонстрировали авторы шоу. Чувствуется, что сцены русской истории, показанные артистами, плохо стыкуются с той картинкой, к которой приучен американский журналист. Он скорбит, что в постановке слишком позитивно отражен советский период — много танцующих и веселых людей, но почему-то нет колючей проволоки и узников ГУЛАГа. «Если Путин прав и его страна на самом деле превращается в Новую Россию, — с горечью констатирует журналист, — тогда ее корни уходят именно в ее советское прошлое».
Вторит ему и коллега из Wall Street Journal: «В своем историческом туре в ходе церемонии открытия Россия не стала акцентировать внимание на четырех войнах — включая холодную войну, — в которых она принимала участие в XX веке, а также не упомянула преступления сталинской эпохи и мучительные годы после распада Советского Союза». Ну что тут сказать? Что мы не только воевали, но и строили и запускали космические корабли? Или что МОК против военных акцентов в торжественных церемониях, настоятельно рекомендует выбирать позитивные, объединяющие людей и народы сюжеты? Но такие аргументы интересны лишь тем, кто готов слышать, а не только цедить упреки сквозь зубы.
Иранское издание Iras заострило свое внимание на стоимости Олимпиады, однако пришло к выводу: «На самом деле столь колоссальные траты во многом пошли на пропаганду зимних видов спорта и распространение спорта и здорового образа жизни среди населения всей планеты. И, разумеется, основная часть этих расходов была потрачена на строительство объектов для проведения соревнований и размещения их участников и зрителей».
Немало сравнений нашей Олимпиады с летней лондонской. По мнению Washington Post, «если церемонию в Лондоне можно отнести к стилю поп, то открытие Игр в Сочи — это поэзия в движении». Автор канадского издания The Star также проникся церемонией открытия, которая «была впечатляющим визуальным праздником истории России — от офицеров царской эпохи и танцующих бояр, троек доктора Живаго и куполов церквей до космонавтов и «созвездий» спортсменов и самодовольного признания Россией своего вклада в мировые достижения...» Проявила благосклонность и британская The Guardian, воевавшая с принятым в России «антигейским законом»: «Эти Игры не окрашены в цвета радуги, но черно-белыми они тоже не являются».
Конечно, практически все написали о нераскрывшемся пятом олимпийской кольце из снежинок. Немецкая Die Zeit язвительно назвала церемонию «вечером символизма по Фрейду». «Например, олимпийское кольцо, символизирующее Северную Америку, так и не раскрылось — пишет издание, — уж не месть ли это за отсутствие Обамы?»
Впрочем, технический казус не испортил общего впечатления, которое точно выразил журналист The Bleacher Report Майк Чайари: «От России ждали великого шоу. И те, кто наблюдал за церемонией, не должны были разочароваться: Возможно, многие по-прежнему сомневаются, что Россия сможет провести Олимпийские игры на достойном уровне. Но эта страна уже произвела превосходное первое впечатление:» Комментаторы итальянской La Repubblica отметили «большой вкус, утонченность, элегантность шоу». Они также назвали церемонию «безупречной и трогательной, продуманной и сбалансированной, не затянутой, динамичной и зрелищной», а также «универсальной и понятной даже при обилии российских реалий».
И еще одно любопытное заключение сделали журналисты французского издания Temps: «Россия могла оказаться одинокой в Сочи. Но все случилось ровно наоборот. Это Соединенные Штаты и их ближайшие союзники, судя по всему, остались в одиночестве».