Крупнейший российский автопроизводитель «АвтоВАЗ» объявил о намерении в 2014 году сократить 7,5 тысячи сотрудников. Часть увольняемых готов взять к себе калининградский автоконцерн, а что делать тем, кто не хочет уезжать из дома? При условии, что дом находится в моногороде и другую работу по старой специальности найти невозможно? Проблема глобальная: в России, только по официальным данным, 333 моногорода, и как минимум в 70 из них дела идут хуже, чем в Тольятти.
Есть точка зрения, что уезжать совсем не обязательно. «У правительства есть антикризисные деньги, — рассказывает «Труду» пресс-секретарь первого вице-премьера Игоря Шувалова Александр Мачевский, — порядка 340 млрд рублей. Эти деньги предназначены либо для компенсации резко ухудшившейся ситуации в моногородах, либо для предотвращения возможности такого ухудшения».
По словам Александра Мачевского, федеральная власть делает все от нее зависящее. Она финансирует программы по переквалификации высвободившихся работников и поиску занятости на своем же предприятии, предлагает финансирование для обучения высвободившихся работников основам ведения бизнеса и создания зеленых коридоров для стартапов, в том числе стимулирует банки давать кредиты под стартапы по минимальным ставкам.
Также федеральная власть решает межрегиональные вопросы и развивает мобильность населения — готовит почву для того, чтобы люди могли легко переезжать и находить работу в другом регионе. В правительстве сегодня ставятся вопросы о качественном и дешевом найме жилья на новых местах работы и низких ипотечных кредитах для внутренних мигрантов.
«Однако не все зависит от федеральной власти, — продолжает Александр. — На местах гораздо большее влияние имеют губернаторы. И мы видим, что если губернатор хочет, то регион процветает. Примеры тому — Казань, Калуга, Липецк, Белгородская и Калининградская области. Только от губернатора зависит, смогут ли новые предприниматели арендовать помещения, подключиться к сетям, получить налоговые льготы и субсидии на местном уровне, пройти через административные барьеры и не встречаться с коррупцией на каждом углу. На местном уровне это огромная проблема, и заниматься ею должны губернаторы». Правительство со своей стороны сейчас прорабатывает программу оценки эффективности каждого отдельно взятого губернатора в деле обеспечения современного рынка труда, в том числе в моногородах.
Напомним, что моногорода — а их в России намного больше, чем официально заявленные 333 — были созданы в период индустриализации для развития отраслей.
Но в результате развала национальной промышленности в 90-е скрепляющие отрасли развалились, и моногорода остались в одиночестве, часто совсем не гордом. По крайней мере многие из них. Те, что относились к оборонке, атомной промышленности, добывающей отрасли и переработке природных ресурсов, неплохо себя чувствуют и по сей день. А вот те, что занимались машиностроением и, например, авиастроением, да и многие другие загибаются. Недавно ситуация в Краснотурьинске и Пикалево чуть не вышла из-под контроля — эти города чуть не стали красными точками на карте.
Эффективного механизма решения проблемы моногородов, выпавших из экономической цепи, долго даже не искали. Федеральные и местные власти ограничивались декларациями о намерениях и признанием того, что проблема существует.
В октябре 2012 года вопрос поднял лично президент. «На общем достаточно благоприятном фоне по безработице ситуация в моногородах выглядит тревожно, — сказал Владимир Путин. — Проблемы остаются достаточно острыми. На рассмотрении в ВЭБе находится порядка 40 проектов по созданию новых рабочих мест в этих регионах с общим объемом финансирования до 400 млрд рублей». Президент также призвал помнить, что «за каждым увольнением — судьбы людей».
С тех пор прошло больше года, и что же? Увольняемых в Тольятти автовазовцев сначала пытались пристроить на Дальний Восток. «Автосборочный завод «Соллерс» в Приморье сейчас не может принять новых работников. На предприятии «Соллерс — Дальний Восток» вакансий нет», — открестилась 3 февраля представитель компании Варвара Насырь.
Теперь вот увольняемых посылают на запад — правда, с условием их переквалификации. Как рассказал генеральный директор калининградского автоконцерна Александр Сорокин, для масштабного проекта по созданию на территории Калининградской области автокластера (в который войдут пять полнопрофильных автозаводов, инженерный центр, учебно-образовательный комплекс, экопоселок на 50 тысяч жителей) требуются профессионалы.
Председатель вазовского профсоюза «Единство» Петр Золотарев рассказывал, что уже был опыт переселения во время кризиса 2008 года. Тогда им предлагали переехать в Тихвин и Калугу, но нормальных условий не предложили: маленькая зарплата и общежитие. А те, кто все же поехал, столкнулись еще и с обманом: получали люди меньше, чем им было обещано. Петр Золотарев считает, что идеальным условием для переезда была бы зарплата в 100 тысяч. Что тут скажешь — мечтать не вредно. Кто будет платить чужим 100 тысяч, если свои зарабатывают по 30-40?..
«Не стоит забывать, — комментирует идею о переселении автовазовцев российский экономист, политик и академик РАЕН Михаил Делягин, — что первая русская революция началась отчасти из-за массового переселения в Сибирь, которое организовал Столыпин. В итоге полмиллиона человек пошли по стране с протянутой рукой. Учитывая и этот факт тоже, можно утверждать, что переселение людей — занятие рискованное. Ну скажите, как переселять семейных? Может, проще в Тольятти государству построить какое-то новое предприятие? С другой стороны, очень хорошо, что в нашем правительстве проблему осознали и начали ее решать.
P. S. Вчера вечером вся эта абсурдная история получила неожиданный поворот. Мэр Тольятти Сергей Андреев посовещался с президентом «АвтоВАЗа» Бу Андерссоном, после чего сообщил: «Мы сделаем все, чтобы ни один человек не уехал и чтобы каждый смог найти здесь себе применение». «Применять» бывших автовазовцев планируется в IT-парке «Жигулевская долина», в индустриальном парке на базе завода «Тольяттисинтез» компании СИБУР и так далее. Не иначе, как шум в прессе сподвиг мэра проснуться и оставить тольяттинцев дома.