Главная Культура 00:05 11 Января 2020 8519
Когда деревья и люди были большими

Зачем режиссер Александр Котт собрался экранизировать одно из самых знаменитых произведений Гайдара

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Режиссер Александр Котт с женой, актрисой Анной Цукановой-Котт и сыном Михаилом. Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Это стало кинематографической сенсацией последних дней ушедшего года. Режиссер Александр КОТТ, известный по серьезным, драматичным фильмам «Брестская крепость», «Испытание», «Герой нашего времени», «Инсайт», «Троцкий», «Спитак», загорелся идеей снять детский фильм «Чук и Гек» по одноименному рассказу Аркадия Гайдара, который мы все читали в детстве. Съемки, если совпадут звезды, состоятся в наступившем году.

 Александр, как случился этот неожиданный замысел?

— Начну с того, что «несерьезное» кино я тоже снимаю. В моей биографии есть, например, новеллы в новогодней франшизе «Елки», сериал «Цирк» и много чего другого. Но чисто детской картины еще не было. Мне вообще интересно пробовать себя в новом качестве, я не из тех, кто всю жизнь снимает один фильм. Хочется экспериментировать, обретать новый опыт.

Вот и в этот раз, когда продюсер Арсен Готлиб, с которым мы давно обмениваемся творческими идеями, предложил подумать над возможностью перенести на экран гайдаровский рассказ, мое сердце сразу отозвалось. Это что-то такое из детства, очень близкое и родное. Я перечитал «Чука и Гека» и понял, что здесь есть все для настоящего кино. И приключения, и путешествие через всю страну, и детские проделки и страхи, и тревоги мамы, и поиски исчезнувшего отца, и добрый юмор, и суровая северная природа... В общем, я с радостью согласился.

— Рассказ написан Гайдаром в 1939 году. Какое время будет в картине?

— То же, что и у Гайдара. Как я недавно узнал, существует версия, что в рассказе Гайдара — чистом, светлом, проникнутом предновогодним настроением — есть некий политический подтекст, иносказание. Мама с детьми, мол, едут не просто к папе, который работает геологом где-то на севере, а к папе, который на самом деле отбывает в Сибири срок. В 39-м такие аллюзии, дескать, легко считывались...

Не знаю, закладывал ли Гайдар в свой рассказ такой смысл, но мы не хотим подобным образом осовременивать, политизировать будущий фильм. Мы собираемся сделать чистое и честное детское кино, а не то что снимать об одном, а подразумевать нечто другое. Да, время будет предвоенное, но увиденное глазами маленького мальчика. То есть это будет не документальное воспроизведение эпохи, а волшебным образом преображенное. Когда деревья и дома были большими, снег хрустящим и белым, а Красная площадь похожа на красивую елочную игрушку. Все слегка гипертрофированное и цветное. Взяв за основу рассказ Гайдара, мы попробуем вышить по знакомой всем канве свой узор.

— Как бы вы определили жанр будущего фильма?

— Детское приключенческое кино, как я его себе представляю. Но с музыкальными номерами. Не мюзикл, потому что в мюзикле песни играют сюжетообразующую роль, это будут вставные номера-песни. Герои говорят-говорят, а потом вдруг от избытка чувств возьмут и запоют. Я никогда ничего подобного не делал. Интересно попробовать.

— Сегодня снимается много фильмов и сериалов о прошлом, а советская литература, казалось бы, сброшенная одно время с «корабля современности», вновь активно экранизируется. В чем причина этого явления?

— Советская литература была разной. Многое писалось на потребу дня и естественным образом умерло, но многое пережило советскую эпоху. Например, книги Платонова, Астафьева, Распутина, Трифонова, военная проза Бондарева, Бакланова, Гранина, Василя Быкова. За прошедшие десятилетия книги прошли настоящую проверку временем. То, что было искренним и талантливым, стало такой же классикой, как русская литература XIX века.

Я ведь тоже вырос на советской литературе. Гаджетов тогда не было, мы все много читали, и я в том числе. «Школа», «РВС», «Тимур и его команда», «Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Голубая чашка» -- эти произведения увлекательные и содержательные. Как сейчас помню книгу о пионерах-героях, такое издание с красной обложкой. Кому-то это покажется смешным, но я шел к зубному врачу и представлял, что я пионер-герой Валя Котик, меня пытают, и я не должен проронить ни слезинки. И это, представьте, мне помогало. Так меня воспитывали пионеры-герои, так меня воспитывали герои Гайдара. Да, мы жили в своей правде, пусть с сегодняшних позиций и придуманной. Но пионеров-героев никто не выдумывал.

— Гайдар жил в жестокую эпоху, участвовал в Гражданской войне, в подавлении крестьянских восстаний, где сам сотворил немало зла. Был ранен, испытывал адские головные боли, несколько раз пытался покончить с собой. При этом всю жизнь писал светлую, жизнеутверждающую прозу. Нет ли здесь противоречия?

— Я не литературовед, но мне кажется, что все большие писатели, поэты, которые участвовали в революции словом или делом, изначально были идеалистами. Вдумайтесь: Аркадий Голиков (писателем Гайдаром он станет позже) командовал ротой в 16 лет, полком — в 17. Им руководила, вела в бой не корысть, а идея. Он и его соратники терпели лишения, не жалели своих и чужих жизней во имя светлого будущего. Вот это будущее, о котором они мечтали и которое, увы, так и не наступило, Гайдар потом и описывал в своих книгах. Но кино наше, напомню, не об этом. А о том, как дети едут искать и находят папу. И всей семьей встречают Новый год под бой курантов по радио.

— Понятно, детей на роли Чука и Гека предстоит искать ближе к съемкам: дети растут очень быстро. А кто будет играть папу и маму?

— Вижу в этих ролях Юлию Снигирь и Женю Цыганова. Не знаю, как все сложится, но они прочитали сценарий, у них есть интерес к этой истории.

— В рассказе замечательно выписан образ сторожа, который опекает на севере маму с детьми. Я гляжу, у вас появилась окладистая борода...

— Ну нет, я на такое не замахиваюсь. Буду по ту сторону камеры сторожить съемочную группу, чтобы она не разбежалась от лишений и тягот северной экспедиции. Сторожа я вижу богатырем под два метра, таким как Рубеус Хагрид из книги про Гарри Поттера. Дети должны быть ему по колено. Возможно, сторожа мог бы сыграть Максим Суханов, но мы с ним на эту тему еще не говорили.

— Скажите честно, снимаете это кино для своих детей?

— Без личного посыла невозможно задумывать детское кино. Моему сыну 11, и это тот самый возраст, на который мы рассчитываем. Дочка еще маленькая, но у меня куча племянников, которые тоже ждут фильм.

— У нас детских фильмов снимается мало. А те, что снимаются, практически не доходят до экранов. У вас есть надежда или хотя бы иллюзия, что вашу картину посмотрят?

— У меня есть прекрасная иллюзия и даже уверенность, что маленькие зрители, а вместе с ними их папы и мамы, дедушки и бабушки пойдут и посмотрят наше кино. Мы хотим сделать увлекательную, зрелищную картину, когда невозможно оторваться от экрана, когда руки вцепляются в спинку стула. Со мной такое не раз было в детстве. Вот такой фильм, став взрослым, я сегодня мечтаю снять.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5518
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5165
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...