Главная Культура 00:18 10 Декабря 2021 8345
Дважды в одну «Вестсайдскую историю»

Зачем Стивен Спилберг подался в копиисты

Сергей Бирюков
Мария (Рэйчел Зеглер) совсем малышка рядом с рослым Тони (Энсел Элгорт), но силой духа они равны. Изображения предоставлены дистрибьюторами картины

На экраны вышел фильм «Вестсайдская история» Стивена Спилберга – ровно через 60 лет после оригинальной ленты Роберта Уайза. Естественно, с сохранением сюжета, представляющего собой пересадку истории «Ромео и Джульетты» на современную почву. С воспроизведением музыкальных тем Леонарда Бернстайна, с тех пор вошедших в классику мюзикла и просто в мировую классику. С использованием хореографии Джерома Роббинса, чей опыт превращения низкой «прозы» молодежных драк во взрывную поэзию танца тоже признан классическим… И вот вопрос: зачем тогда вообще было затеваться со съемками ремейка, если старая лента сделана столь мощно и до сих пор не потеряла очарования?

Причин несколько, и первая из них сквозит буквально в каждом кадре новой картины: видно, до чего Спилберг любит исходное произведение. Уделяя громадное внимание антуражу, а уж тем более стремясь не дорисовывать недостающие детали на компьютере (чего-чего, а назойливой цифровой графики, как в каком-нибудь «Сталинграде» Федора Бондарчука, вы тут не увидите), режиссер обследовал кучу городов Северо-Востока, где еще сохранились трущобные районы, подобные латиноамериканским кварталам Нью-Йорка 1950-х. Он позвал для адаптации танцев Джастина Пека – одного из хореографов, представляющих, как и Джером Роббинс, традицию коллектива «Нью-Йорк сити балет». А в качестве оркестра и дирижера пригласил Нью-Йоркский филармонический и маэстро Густаво Дудамеля – кстати, воспитанника венесуэльской дирижерской школы, для которого латиноамериканские ритмы, пронизывающие эту партитуру, – родные.

Вот, кстати, еще один мотив, толкнувший Спилберга на нынешнее предприятие – максимально приблизить ленту к реальному человеческому разнообразию сюжета. В фильме 1961 года среди актеров, игравших членов пуэрториканской общины Вестсайда, враждующей с белыми хулиганами, почти не было латиноамериканцев, тогда еще мало вовлеченных в киноиндустрию США. Сегодня практически все они представляют испаноязычные этносы. Оставим на совести сценариста Тони Кушнера чисто конъюнктурную, на мой взгляд, переделку Пацанки, в оригинальном сюжете лишь мечтавшей сравниться в удали с парнями, в реального трансгендера – педалировать такие моменты в Америке нынче модно. А вот то, что Мария обучает Тони испанским словам, не коверкая их, – важно.

Кастинг – сильная сторона нынешней работы. Не случайно среди 10 «Оскаров» фильма Уайза не было наград за главные роли: и Тони, и главаря белых дебоширов Джеффа играли усредненные голливудские мачо. Да и знаменитой Натали Вуд в роли Марии как-то не очень сочувствовалось: такая крепкая среднеевропейская красавица (напомним, природное имя актрисы – Наталья Захаренко) могла за себя постоять в самых крутых ситуациях. Совсем другое дело – Рэйчел Зеглер, отысканная Спилбергом аж в Колумбии: тем мощнее чувствуем мы силу духа ее Марии, чем миниатюрней и хрупче она физически. Уменьшен в размерах, но совсем с иной целью, и Джефф – он в исполнении Майка Фейста просто Крошка Цахес, которого перешибить соплей мешает только «харизма» его фантастической наглости. Ну а романтичный Энсел Элгорт в роли Тони скорее похож на нашего знаменитого дирижера Теодора Курентзиса, чем на завязавшего хулигана.

Вообще сюжет у Спилберга и Кушнера заметно поднят на котурны. Никакого католического храма, где когда-то Тони пережил душеспасительный катарсис и куда теперь везет Марию для самопального брачного обряда, в исходном фильме нет в помине – там это происходит в ателье, где работает девушка, куда обыденней и, может, оттого достоверней. Да и самого катарсиса в ленте 1961 года не было – Тони просто надоело бессмысленно драться, и он решил начать новую жизнь. В отличие от своего сегодняшнего двойника, которого авторы подвели к смертельной черте: в одной из прошлых драк он чуть не убил латиноамериканца, но в последний момент, испытав озарение, проявил к противнику милосердие, и вот теперь живет с этим новым сознанием ценности человеческой жизни.

Совсем сусальной, по-моему, выглядит роль старушки Валентины, в чьем магазинчике служит вставший на путь исправления Тони. В оригинале это был симпатичный старый еврей Док, отказ от образа которого объясняю только одним: Спилбергу очень хотелось привлечь к съемкам кого-то из старого каста, и удалось уговорить Риту Морено – искрометную Аниту (подружку пуэрториканского вожака Бернардо) образца 1961 года – стать вот таким талисманом новой версии.

В целом счет очков новой ленты против старой я бы определил как 50:50. Учитывая и резко прогрессировавшую технику киносъемки, позволившую динамизировать многие сцены – например, роковую драку, происходящую не под обшарпанным низеньким мостом, а в гигантском ангаре на фоне айсбергов соли, то ослепительно белой, то кроваво-красной в свете огней проезжающих машин.

Но все-таки там был оригинал (пусть основанный на бродвейском мюзикле 1957 года, однако не имевшем никакого успеха, пока не вышел фильм), а тут хоть и роскошная, но копия. Впрочем, Спилберг прав, утверждая, что за последние 60 лет человеческие нравы вряд ли изменились к лучшему, как и за столетия после шекспировских Ромео и Джульетты: «Посыл «Вестсайдской истории» будет жить вечно. Мы остро чувствуем его сегодня, живя в этой стране во времена трагического разобщения и недоверия, когда человеческие жизни тратятся впустую из-за насилия, расизма и ксенофобии».

Золотые слова. Вот только «Оскаров» дают не за слова, а за фильмы.

Танцы в фильме Спилберга сняты еще роскошнее, чем в ленте Уайза

 

Другое мнение

Чуда не случилось…

Люблю, ценю, уважаю творчество Стивена Спилберга. Режиссера-новатора, режиссера-первопроходца, проложившего немало новых путей, дорог и тропинок в мировом кинематографе. Вчера на российские экраны вышел его фильм «Вестсайдская история» -- первый мюзикл в биографии Спилберга. Все остальные жанры на свете он, похоже, перепробовал, а некоторые решительно переформатировал, а то и открыл, вписал в историю кино под своим именем. Оказалось, что и мюзикл ему по плечу. Но...

Новая версия «Вестсайдской истории» -- вполне мастерское кино с уверенной режиссурой, выверенным темпо-ритмом, замечательными актерскими работами. Но чуда, откровения, которого всегда подсознательно ждешь от Спилберга, на мой взгляд, не случилось. Получился качественный, но изначально вторичный, извините, продукт. Такова судьба почти всех ремейков, то есть, «новых версий уже существующих произведений искусства с видоизменением или добавлением в них собственных характеристик», как толкуют это понятие умные словари.

Первая «Вестсайдская история» (1961 год) была в свое время дерзким, новаторским прорывом. Перенести мотивы шекспировской драмы «Ромео и Джульетта» в современный Нью-Йорк, вместо враждующих кланов Монтекки и Капулетти вывести на авансцену воюющие между собой банды белых американцев и «понаехавших» цветных – на это нужно было отважиться. Сначала авторам бродвейского мюзикла, потом кинематографистам.

А Спилберг просто вошел в проложенное другими русло, расчистил его от многолетних наслоений ила, ракушек, подводных камней. Оставил прежнее место и время действия, сохранил основной конфликт. Что-то, конечно, добавил, что-то обновил, что-то улучшил. Что-то, кстати, ухудшил, поменял кое-какие акценты, занял испаноязычных актеров в ролях пуэрториканцев, но ничем кардинально, принципиально новым по сравнению с первоисточником не удивил. Во всяком случае, меня.

Вот если бы он, к примеру, решился перенести время действия в наши дни, насытить пространство фильма пылающими в Америке сегодняшними острыми социальными, межнациональными конфликтами, -- тогда, вероятно, могла бы получиться столь же резонансная картина, какой в свое время была первая «Вестсайдская история». А так получился еще один качественный (пусть даже высококачественный!) ремейк.

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9365
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7062
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?