Родиться в рубашке совсем не обязательно. Яркие примеры того, как упорство и труд все перетрут, явлены перед нами в этих книжках. Рядовой химик Лужков стал хозяином Москвы, а незадачливый адвокат Ульянов изменил политический климат на всей планете. Остается только такому упорству научиться.
Владимир Ленин (Ульянов) «Ослиный мост»
Сборник отрывков из ленинских работ скроен Львом Данилкиным так ловко, будто составитель был соавтором этих цитат и лозунгов, которые когда-то вдалбливались в головы советским школярам и студентам. Не исключено, что после написания недавно вышедшей биографии Ленина «Пантократор солнечных пылинок» Данилкин таковым себя и чувствует, хотя бы отчасти. А может, это зоркий Ильич с характерным прищуром подглядел через телескоп времени огрехи современной журналистики и пародирует ее претенциозный стиль? Автор, одолев 55-томный океан, явил нам самое любопытное — от протоколов допросов Ленина в петербургской тюрьме 1895-1896 годов до «Государства и революции», «Что делать?» и писем к Инессе Арманд. Архисвоевременное, надо сказать, чтение!
Юрий Лужков «Москва и жизнь»
Пенсионером 81-летний экс-мэр Москвы себя точно не чувствует. Разводит овец под Калининградом, выращивает пшеницу, гречу, ячмень. Успевает и за столицей следить со стороны, да еще и книжки писать. Эта, в 350 страниц — про его путь в градоначальники. Еще находясь у подножия трона, облетел он столицу на вертолете — и «увидел раненый, страдающий город. Не мертвый, но очень порушенный». За лечение взялся уверенной рукой. «Город нуждается в заботе подобно ребенку. Кто-то должен завозить хлеб и молоко, греть батареи, чистить дороги. Он легок на панику, фантомные страхи. Миг, и налаженный ритм рушится, будто карточный домик». При нем, напоминает экс-мэр, снесли свыше тысячи пятиэтажек, переселили 600 тысяч москвичей — без всяких протестов и демонстраций. А цель теперешней реновации — «пред выборами поднять имидж власти, угодить застройщикам, дать им заработать».
Да, Лужкову есть что вспомнить. Например, про то, как предупреждал Ельцина, что Чубайс своей приватизацией развалит промышленность страны, или как травили их с Евгением Примаковым. Откровенничает насчет тех, кто ему мстил и за что он был отрешен от влас-ти в 2010-м. У автобиографии глубокомысленный эпиграф «Судьба покорных ведет, а непокорных тащит». А где она, золотая середина?
Ангела Дакворт «Твердость характера»
Из 14 тысяч подавших заявление в престижную нью-йоркскую академию сухопутных войск Вест-Пойнт диплом получают лишь около тысячи кадетов. Причем, кто это будет (то есть на кого стоит тратить деньги), почти точно известно заранее. Каким образом? Ответ дает анкета, разработанная автором-психологом. С этой «шкалой упорства» хорошо бы ознакомиться и нашим важным ведомствам, ведущим неустанный кадровый отбор. Как утверждает автор, не талант или интеллект определяют успех, а упорство и тяжелый труд. Вы скажете, не слишком оригинальное наблюдение? Может быть. Но автор не только констатирует, но и предлагает методику, как развить столь ценное качество характера у ребенка. Это книга для родителей — тех, кто заставляет свое бесталанное дитя часами страдать за пианино, шахматами или на коньках. Спросите себя: зачем упорствовать без природных данных? Не разумнее ли отыскать у своего чада иные устремления — и вот тут уж проявить упорство в их развитии.