Первый канал один за другим выдает качественные сериалы — «Нулевой пациент» (на фото), «Контейнер», «Пробуждение». Прямо-таки праздник для киноманов. Но в итоговых рейтинговых топах их все равно опережает привычный и милый сердцу «Склифосовский». Быть может, дело в том, что все три сериала ранее были показаны на киноплатформах? Да, вероятно. Но есть и другие причины, определившие выбор аудитории.
Между прочим, на прошлой неделе московские зрители вообще вытолкали «Склиф» на верхнюю строчку. Он оставил позади все политические и развлекательные ток-шоу. А ведь это уже десятый сезон, пора бы и наскучить. Что же до той самой тройки, то посетители авторитетного «Кинопоиска» оценили «Пациента» в 8,4 балла из 10 возможных, «Контейнер» — в 7,9, «Пробуждение» — в 7,3. В «ящике» же у последнего доля аудитории была в 2,5 раза меньше, чем у лидера, а «Контейнер» и вовсе оказался в аутсайдерах, не попав даже в топ-100. Впрочем, тут-то все ясно: народ страшно не любит, когда ему предлагают по одной новой серии в неделю.
Об этих проектах много написано, повторяться нет смысла. Но нарисованная выше картина позволяет сделать простой вывод: бесконечные выяснения личных отношений медицинского персонала знаменитой клиники, дополняемые историями болезней второстепенных персонажей, рядовому обывателю куда интереснее, чем терзания врача, пытающегося донести до начальства тот неоспоримый факт, что в нашу страну пришел ВИЧ. Чем драматические перипетии отношений обеспеченной пары и суррогатной матери, вынашивающей их младенца. И даже чем сложный психологический детектив, где следователь, очнувшись после аварии, оказывается в двух реальностях: в одной — в живых осталась его жена, в другой — сын.
Публика не любит ломать голову и погружаться в бездны сознания. Ей нужны истории простые, увлекательные и — по возможности — с хорошим концом.
А теперь повернем тему в другое, на первый взгляд, неожиданное направление. На днях Сеть буквально захлестнула волна хейта в адрес Олега Газманова: государство выделило тому 17 млн рублей на создание онлайн-базы патриотических песен, как раз таких, какие, по его мнению, сейчас и нужны. Потом, правда, выяснилось, что деньги пошли не лично автору хитов лужковских времен, а на его проект «Родники», предполагающий песенный конкурс соответствующей тематики с последующим размещением номеров победителей на специальном ресурсе. А он нужен, поскольку, как правильно утверждает вечно молодой «есаул», всякие там «Муз-ТВ» и прочие гиганты шоу-бизнеса ни за что не поменяют в своем эфире безликую попсу на духоподъемные вещи. Логично. Но ажиотаж побудил несколько телевизионных ток-шоу завести разговор о том, должны ли власти в принципе немедленно выделить средства на создание всевозможного контента о СВО. А то ведь как получается: кровопролитные сражения идут уже год, но ни спектаклей на сценах, ни фильмов на экранах кинотеатров, ни сериалов на ТВ о них нет.
Очень озаботились этой проблемой депутаты ГД. Так, член комитета по культуре Елена Драпеко выразила готовность помочь с финансированием патриотического документального проекта гражданина России Стивена Сигала. А ее коллега Дмитрий Кузнецов направил запросы в ведущие московские театры, поинтересовавшись, есть ли в их репертуаре постановки посвященные событиям в Донбассе? И все развели руками: «Нетути...» Мол, мы бы с превеликой радостью, да нужных пьес не нашли. Хорошая «отмазка». Хотя, к примеру, в программе «Место встречи» на НТВ писатель Юрий Поляков утверждал обратное. Он рассказал, как при его участии был проведен конкурс на лучшее драматургическое произведение с актуальной проблематикой и среди присланных сочинений оказалось несколько вполне достойных. Их и разослали по театрам страны, но те почему-то особого энтузиазма не проявили. Следует предположить, что до именитых московских коллективов они пока просто не дошли.
Но, конечно, чаще всего речь в дискуссиях заходила именно о ТВ как наиболее влиятельном из ныне существующих средств воздействия на общественное сознание. По мнению тех, кто горячо поддержал начинание Газманова, эфир федеральных каналов должен быть заполнен фильмами и сериалами о событиях в районе СВО. И тогда народ очнется, перестанет шляться по кабакам и поймет наконец, что и в их конкретно жизни — вот сейчас, сегодня — происходит нечто важное. И следовательно... Правильно, надо выделить под такие проекты нормальные деньги.
Некоторые представители отрасли осторожно предположили, что подобная практика приведет к появлению откровенной халтуры. Мало нам таковой о Великой Отечественной войне, так к ней еще и наспех состряпанные поделки о СВО надо добавить! Вполне разумно высказался Карен Шахназаров — не только глава «Мосфильма», но и частый гость политических ток-шоу на федеральных каналах. По его мнению, попытки глубоко осмыслить происходящее в спешке не удаются. Большие фильмы о Великой Отечественной начали появляться лишь в конце 1950-х. Можно, конечно, попробовать, но при нынешней организации кинопроизводства результат будет печальным. В советские времена государство, выделяя деньги, представляло собой, образно говоря, некоего требовательного продюсера. Если результат не оправдывал надежд, чиновников от кино снимали с должностей. Теперь никто ни за что не отвечает. Главное — по-быстрому срубить денег:
Да, все именно так. Сотни сценаристов уже ваяют заявки на сериалы «про героев». Невзыскательные студии подают их на госфинансирование. Вот-вот — и поток хлынет. Одно но: зритель-то все равно будет смотреть «Склифосовского». А важная тема, увы, будет дискредитирована.