Главная Культура 00:06 10 Февраля 2023 9125
«Севильский цирюльник» добрался до Казани

Фестиваль на родине великого певца обещает множество открытий

Сергей Бирюков, Казань – Москва
Дирижер Марко Боэми и режиссер Джузеппе Морасси с участниками премьеры. Фото автора

В Казани с 30 января по 28 февраля проходит традиционный, 41-й международный фестиваль имени Ф. И. Шаляпина. Старейший в нашей стране оперный смотр ныне имеет особый смысл: 13 февраля мир отметит 150-летие со дня рождения великого русского певца, самого знаменитого казанца всех времен и народов.

Именно мир, а не только Россия. Несмотря на все косяки нашего времени. Взять хотя бы спектакль открытия — по многолетней традиции Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Мусы Джалиля это обязательно премьера постановки классического оперного шедевра. Разумеется, с интернациональным составом участников. Прежде уже были «Набукко», «Тоска»... что теперь?

Директор ТАГТОБа Рауфаль Мухаметзянов рассказывает «Труду»:

— Смотрю свой любимый канал Mezzo и вижу чудесного «Севильского цирюльника» венецианского театра La fenice. То, что, как говорится, доктор прописал для нашего театра! Стиль которого еще один мой любимый телеканал, российская «Культура», назвал так: просвещенный консерватизм. Т.е. традиционно, без модного сейчас переписывания сюжета, притом совершенно не пыльно, напротив — живо, естественно, остроумно. Связываюсь с Венецией — нет, постановкой с нами поделиться не могут. Но тогда почему не договориться с самим режиссером? И маэстро Джузеппе Морасси принимает приглашение!

Гость, как и директор, открыт для общения с российскими журналистами. Сообщает, что рад дебюту в нашей стране. В родной Италии, и в Европе, и в Латинской Америке одних только «Цирюльников», не говоря о других операх, им поставлено штук двадцать (точно сказать не может — сбился со счета). Имеет опыт общения и с русскими солистами, коих сейчас немало в той же Италии, в том числе со знаменитым Максимом Мироновым, которого называет «великим графом Альмавивой». Считает идеалом оперного артиста того, кто не просто ладно поет, но вживается в образ героя. Чем не шаляпинский подход?

«Севильский цирюльник» — как раз «шаляпинская» опера: роль комического интригана Дона Базилио была одной из коронных в репертуаре Федора Ивановича. И оба баса, позванные на эту партию, не ударили в грязь лицом — Михаил Казаков, которого ТАГТОБ «делит» на постоянной основе с Большим театром (30 января), и Станислав Швец из московской «Геликон-оперы» (31-го). Прониклись духом партитуры «Европы баловня, Орфея» романтично-белькантовые Альмавивы — тенора Ярослав Абаимов («Новая опера», Москва) и Дмитрий Никаноров (Московский академический музыкальный театр), не лезущие за фиоритурой в карман Розины — колоратурные сопрано Светлана Москаленко (Михайловский театр, Петербург) и Антонина Весенина (Мариинский), буффонно-хлопотливые Доктора Бартоло — басы Дмитрий Скориков («Геликон-опера») и Ирек Фаттахов (ТАГТОБ). И, конечно, исполнители искрометной заглавной роли цирюльника Фигаро — молодой, но уже европейски известный Эмиль Сакавов из Казахского национального театра оперы и балета им.Абая и опытный, легко и уверенно работающий казанец Артур Исламов. Что этим ребятам в пении стремительно пробежаться по сцене и даже к лидеру оркестра на бортик присесть, чтобы «шепнуть» пару слов об аккомпанементе в ударной арии? Вот она, живость режиссерского подхода! Притом — ни малейшего ущерба для темпа и слаженности ансамблей, чему помог опыт дирижера Марко Боэми, из года в год приезжающего ставить в Казани итальянские оперы.

Солист ТАГТОБа Артур Исламов в роли Фигаро. Фото Ольги Акимичевой, ТАГТОБ

И это я рассказал только о старте фестиваля, за которым следовала, согласно уже известной читателю репертуарной политике, классика из классик — «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Царская невеста», ну и, конечно, вечная спасительница оперно-театральной кассы — обойма главных итальянских опер: «Тоска», «Мадам Баттерфляй», «Набукко», «Трубадур».

Певцы Ярослав Абаимов и Любовь Добрынина, а также пианистка Алсу Барышникова исполнили крайне редко звучащий в России вокальный цикл Леоша Яначека «Дневник исчезнувшего». Фото Рамиса Назмиева, Шаляпинский фестиваль

Отдельная «песня» — визит в Казань двух крупнейших оперных театров страны. Если Большой поддержит своими солистами эпичный финальный гала-концерт, то Мариинский во главе с Валерием Гергиевым привезет 24 февраля полнометражный спектакль «Хованщина». И это будет еще одно открытие. Во-первых, потому что — верьте или нет, но величайшая опера Мусоргского никогда еще не звучала в Казани. Во-вторых, именно Шаляпин более ста лет назад сделал ее, считавшуюся «неумелой» и «неисполнимой» — вполне репертуарной. Настолько потрясло всех тогда шаляпинское исполнение партии Досифея, да и весь собранный им спектакль (лишь Федору Ивановичу и еще Собинову было предоставлено на императорских сценах право быть режиссерами своих опер). Более того, Шаляпин притянул к себе такую мощную группу творцов, включая художника Федоровского, что мотивы той постановки отчетливо просматриваются и в нынешней «Хованщине», которую хорошо знают петербуржцы, а теперь узнают и казанцы.

Кстати, о познавательной стороне — в нынешнем году она на фестивале особенно сильна. Так, автору этих строк удалось застать круглый стол, где для меня, конечно, и повторили кое-что из пройденного, рассказав о пути Шаляпина от детства в семье казанского писаря до дружбы-учебы у замечательного александринского актера Мамонта Дальского (формального образования у Федора Ивановича на всю жизнь так и осталось три класса), от пения с листа «Моцарта и Сальери» Римского Корсакова под аккомпанемент автора до общения со Стравинским и Равелем по «доводке» той же «Хованщины» для мировых сцен... Но казанские спикеры и открыли мне многое прежде не известное. Например, насколько богата коллекция здешнего объединенного Музея А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина, куда недавно внук Шаляпина — сын его приемной дочки Стеллы парижанин Иван де Лимюр — передал ряд личных вещей Федора Ивановича, включая едва ли не первое в мире пальто из искусственного меха, специально изготовленное фирмой, продвигавшей новую продукцию, для Шаляпина в 1929 году...

Литературно-музыкальную композицию обозревателя Радио России Ольги Русановой «Два огромных человека. Шаляпин и Горький» разыграли в дни фестиваля солист «Новой оперы» и Большого театра Алексей Тихомиров и актер Казанского академического русского большого драматического театра имени Качалова Иван Крушин. Фото Рамиса Назмиева, Шаляпинский фестиваль

Завидую тем, кто останется в Казани и на полную программу камерных концертов, и на открытые репетиции опер с комментариями специалистов (например, «Пиковую даму» согласился комментировать Александр Минкин, известный своими анализами пушкинских текстов). Я же на прощание лишь успеваю спросить директора казанской оперы — не маловато ли у них в репертуаре русских опер, если даже юбилейный Шаляпинский пришлось открывать музыкой Россини. И где татарская тема?

— А много ли их, опер вообще, может держать в афише такой театр, как наш? — звучит ответ. — Это только Большой и Мариинский могут себе позволить многие десятки названий. Мы не жалуемся на финансирование, и цифра 700 (штат коллектива) выглядит солидно, но это не две с половиной тысячи, как в ГАБТе. Так пусть лучше качественно идут 15-20 постановок, чем плохо — сотня. Что до титульной темы — давайте встретимся в начале следующего сезона на премьере балета о весьма популярном в Татарстане историческом герое Никите Бичурине — востоковеде, священнике, академике. А Шаляпинский фестиваль 2025 года, который мы посвятим уже 150-летию нашего театра, начнется с русской оперы. Какой — не скажу, приезжайте.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9370
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7068
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?