Главная Культура 00:06 10 Февраля 2023 9286
«Севильский цирюльник» добрался до Казани

Фестиваль на родине великого певца обещает множество открытий

Сергей Бирюков, Казань – Москва
Дирижер Марко Боэми и режиссер Джузеппе Морасси с участниками премьеры. Фото автора

В Казани с 30 января по 28 февраля проходит традиционный, 41-й международный фестиваль имени Ф. И. Шаляпина. Старейший в нашей стране оперный смотр ныне имеет особый смысл: 13 февраля мир отметит 150-летие со дня рождения великого русского певца, самого знаменитого казанца всех времен и народов.

Именно мир, а не только Россия. Несмотря на все косяки нашего времени. Взять хотя бы спектакль открытия — по многолетней традиции Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Мусы Джалиля это обязательно премьера постановки классического оперного шедевра. Разумеется, с интернациональным составом участников. Прежде уже были «Набукко», «Тоска»... что теперь?

Директор ТАГТОБа Рауфаль Мухаметзянов рассказывает «Труду»:

— Смотрю свой любимый канал Mezzo и вижу чудесного «Севильского цирюльника» венецианского театра La fenice. То, что, как говорится, доктор прописал для нашего театра! Стиль которого еще один мой любимый телеканал, российская «Культура», назвал так: просвещенный консерватизм. Т.е. традиционно, без модного сейчас переписывания сюжета, притом совершенно не пыльно, напротив — живо, естественно, остроумно. Связываюсь с Венецией — нет, постановкой с нами поделиться не могут. Но тогда почему не договориться с самим режиссером? И маэстро Джузеппе Морасси принимает приглашение!

Гость, как и директор, открыт для общения с российскими журналистами. Сообщает, что рад дебюту в нашей стране. В родной Италии, и в Европе, и в Латинской Америке одних только «Цирюльников», не говоря о других операх, им поставлено штук двадцать (точно сказать не может — сбился со счета). Имеет опыт общения и с русскими солистами, коих сейчас немало в той же Италии, в том числе со знаменитым Максимом Мироновым, которого называет «великим графом Альмавивой». Считает идеалом оперного артиста того, кто не просто ладно поет, но вживается в образ героя. Чем не шаляпинский подход?

«Севильский цирюльник» — как раз «шаляпинская» опера: роль комического интригана Дона Базилио была одной из коронных в репертуаре Федора Ивановича. И оба баса, позванные на эту партию, не ударили в грязь лицом — Михаил Казаков, которого ТАГТОБ «делит» на постоянной основе с Большим театром (30 января), и Станислав Швец из московской «Геликон-оперы» (31-го). Прониклись духом партитуры «Европы баловня, Орфея» романтично-белькантовые Альмавивы — тенора Ярослав Абаимов («Новая опера», Москва) и Дмитрий Никаноров (Московский академический музыкальный театр), не лезущие за фиоритурой в карман Розины — колоратурные сопрано Светлана Москаленко (Михайловский театр, Петербург) и Антонина Весенина (Мариинский), буффонно-хлопотливые Доктора Бартоло — басы Дмитрий Скориков («Геликон-опера») и Ирек Фаттахов (ТАГТОБ). И, конечно, исполнители искрометной заглавной роли цирюльника Фигаро — молодой, но уже европейски известный Эмиль Сакавов из Казахского национального театра оперы и балета им.Абая и опытный, легко и уверенно работающий казанец Артур Исламов. Что этим ребятам в пении стремительно пробежаться по сцене и даже к лидеру оркестра на бортик присесть, чтобы «шепнуть» пару слов об аккомпанементе в ударной арии? Вот она, живость режиссерского подхода! Притом — ни малейшего ущерба для темпа и слаженности ансамблей, чему помог опыт дирижера Марко Боэми, из года в год приезжающего ставить в Казани итальянские оперы.

Солист ТАГТОБа Артур Исламов в роли Фигаро. Фото Ольги Акимичевой, ТАГТОБ

И это я рассказал только о старте фестиваля, за которым следовала, согласно уже известной читателю репертуарной политике, классика из классик — «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Царская невеста», ну и, конечно, вечная спасительница оперно-театральной кассы — обойма главных итальянских опер: «Тоска», «Мадам Баттерфляй», «Набукко», «Трубадур».

Певцы Ярослав Абаимов и Любовь Добрынина, а также пианистка Алсу Барышникова исполнили крайне редко звучащий в России вокальный цикл Леоша Яначека «Дневник исчезнувшего». Фото Рамиса Назмиева, Шаляпинский фестиваль

Отдельная «песня» — визит в Казань двух крупнейших оперных театров страны. Если Большой поддержит своими солистами эпичный финальный гала-концерт, то Мариинский во главе с Валерием Гергиевым привезет 24 февраля полнометражный спектакль «Хованщина». И это будет еще одно открытие. Во-первых, потому что — верьте или нет, но величайшая опера Мусоргского никогда еще не звучала в Казани. Во-вторых, именно Шаляпин более ста лет назад сделал ее, считавшуюся «неумелой» и «неисполнимой» — вполне репертуарной. Настолько потрясло всех тогда шаляпинское исполнение партии Досифея, да и весь собранный им спектакль (лишь Федору Ивановичу и еще Собинову было предоставлено на императорских сценах право быть режиссерами своих опер). Более того, Шаляпин притянул к себе такую мощную группу творцов, включая художника Федоровского, что мотивы той постановки отчетливо просматриваются и в нынешней «Хованщине», которую хорошо знают петербуржцы, а теперь узнают и казанцы.

Кстати, о познавательной стороне — в нынешнем году она на фестивале особенно сильна. Так, автору этих строк удалось застать круглый стол, где для меня, конечно, и повторили кое-что из пройденного, рассказав о пути Шаляпина от детства в семье казанского писаря до дружбы-учебы у замечательного александринского актера Мамонта Дальского (формального образования у Федора Ивановича на всю жизнь так и осталось три класса), от пения с листа «Моцарта и Сальери» Римского Корсакова под аккомпанемент автора до общения со Стравинским и Равелем по «доводке» той же «Хованщины» для мировых сцен... Но казанские спикеры и открыли мне многое прежде не известное. Например, насколько богата коллекция здешнего объединенного Музея А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина, куда недавно внук Шаляпина — сын его приемной дочки Стеллы парижанин Иван де Лимюр — передал ряд личных вещей Федора Ивановича, включая едва ли не первое в мире пальто из искусственного меха, специально изготовленное фирмой, продвигавшей новую продукцию, для Шаляпина в 1929 году...

Литературно-музыкальную композицию обозревателя Радио России Ольги Русановой «Два огромных человека. Шаляпин и Горький» разыграли в дни фестиваля солист «Новой оперы» и Большого театра Алексей Тихомиров и актер Казанского академического русского большого драматического театра имени Качалова Иван Крушин. Фото Рамиса Назмиева, Шаляпинский фестиваль

Завидую тем, кто останется в Казани и на полную программу камерных концертов, и на открытые репетиции опер с комментариями специалистов (например, «Пиковую даму» согласился комментировать Александр Минкин, известный своими анализами пушкинских текстов). Я же на прощание лишь успеваю спросить директора казанской оперы — не маловато ли у них в репертуаре русских опер, если даже юбилейный Шаляпинский пришлось открывать музыкой Россини. И где татарская тема?

— А много ли их, опер вообще, может держать в афише такой театр, как наш? — звучит ответ. — Это только Большой и Мариинский могут себе позволить многие десятки названий. Мы не жалуемся на финансирование, и цифра 700 (штат коллектива) выглядит солидно, но это не две с половиной тысячи, как в ГАБТе. Так пусть лучше качественно идут 15-20 постановок, чем плохо — сотня. Что до титульной темы — давайте встретимся в начале следующего сезона на премьере балета о весьма популярном в Татарстане историческом герое Никите Бичурине — востоковеде, священнике, академике. А Шаляпинский фестиваль 2025 года, который мы посвятим уже 150-летию нашего театра, начнется с русской оперы. Какой — не скажу, приезжайте.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5593
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5246
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...