Главная Культура 15:36 10 Февраля 2017 7619
Раскольникова и Колчака Тараторкин сделал страдальцами

Гениальный актер и сам сполна познал цену страдания

Любовь Лебедина

4 февраля не стало народного артиста России Георгия Тараторкина. Громадная часть публики знает его в основном по звездным киноролям, прежде всего по пронзительной роли Раскольникова в фильме Льва Кулиджанова «Преступление и наказание», которую он сыграл в 24 года. Но столь ранний успех не означал, что путь артиста был усеян одними цветами. Скорее наоборот, в чем автора этих строк убедили десятилетия наблюдений за творчеством выдающегося актера и многолетнее личное общение. Просто не в его натуре было жаловаться. Очень многое оставалось внутри…

«Кому я нужен – придут и предложат, а просить, торговать собой не стану»,– говорил он во время нашего первого интервью в далеком 1983году. Тогда он уже играл в театре имени Моссовета, переехав из родного Питера и оставив там свои любимые белые ночи, ТЮЗ имени Брянцева, куда пришел работать после школы осветителем и где худрук Зиновий Корогодский сделал из него профи, а «сырихи» ходили за своим кумиром табуном после спектаклей «Гамлет», «После казни прошу…», «Борис Годунов», и судьба сулила новые главные роли романтических персонажей…Почему же уехал, зачем рванул от такого успеха в столичную неопределенность, где надо было вновь завоевывать свое место?

Не в последнюю очередь потому что жить приходилось в «Красной стреле» – в Москве его ожидала жена Екатерина Маркова, прославившаяся ролью Галки Четвертак в фильме Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие», но познакомились они еще во время съемок «Преступления и наказания»на «Ленфильме».В 1974 году у пары родился сын Филипп, счастливый папаша вставал к нему по ночам, прислушиваясь, как дышит малыш…

Нельзя сказать, что Театр Моссовета принял Тараторкина с распростертыми объятиями. Это притом, что было приглашение от «самого»– великого Юрия Завадского, ставившего «Преступление и наказание»,и  ему был нужен свой Раскольников. При всей мощи труппы, где хватало собственных претендентов на роль Родиона Романовича, впечатление от игры Тараторкина в фильме Кулиджанова было настолько сильным, что конкуренты отпадали сами собой. Однако воспитанник Корогодского, выращенный в студийной атмосфере, отлично понимал, что удача легко может отвернуться от него, если он «застрянет» на этом первом звездном взлете, не воспользуется шансом учиться у таких мастеров, как Ростислав Плятт, Фаина Раневская и другие мэтры легендарного в ту пору «Моссовета». Крупные мастера никогда бы не допустили, чтобы у них под ногами путался какой-то выскочка. И тут произошло удивительное: молодой питерский артист повернулся к знаменитым москвичам совершенно неожиданным ракурсом – упорством и добротой. Он вовремя понял, что «дружить против» кого-то бессмысленно, все равно победит не интрига, а талант, только надо уметь ждать и терпеть, не опускать рук и трудиться, трудиться. Благо у него были такие союзники, как Федор Достоевский, Александр Блок и вообще классическое наследие в широком понимании этого слова.

К хорошему привыкаешь быстро, как и к хорошим людям тоже. С ними, излучающими доброту, спокойно, от них не ждешь подвоха и подлости. Некоторых из таких людей называют святыми. Но можно ли назвать святым актера? Да еще актера, начавшего свой путь к славе с роли преступника-интеллектуала. Сыгравшего потом Ивана Карамазова в «Братьях Карамазовых» и Ставрогина в «Бесах» (в театрах имени Моссовета и имени Пушкина)... О публичных оценках этих ролей Георгий Георгиевич со мной немало говорил, порой они вызывали у него сомнение.

Но ни один из этих отрицательных типов ни в малейшей степени не бросил тени на репутацию любимого артиста. Я часто спрашивала себя: почему Раскольников, сыгранный Тараторкиным, не вызвал отторжения, а наоборот, ему хотелось сопереживать? Не только потому, что Достоевский создал образ мученика совести, захотевшего стать выше христианской морали, но вернувшегося в нее через раскаяние. Дело еще в том, что этот мучительный процесс у Тараторкина выходит на первый план, становится главным в создаваемом образе. Жестоко наказывая себя презрением, он через страдания приходит к Богу. В то время как Иван Карамазов отказывается принимать мир, созданный Всевышним, и потому он никогда не увидит «небо в алмазах».

А сыграл он это с такой силой, потому что сам знал цену страданию. Ведь Раскольников пришел к нему в момент, когда речь шла как минимум о спасении от тяжелой инвалидности, а как максимум – от гибели. Лев Кулиджанов, узнав о его беде – гангрене ноги – приехал, чтобы делать пробы прямо в больнице, после чего болезнь отступила. Георгий Георгиевич все последующие годы будет называть Кулиджанова батей. Не забывая при этом о родном отце, которого он потерял в8 лет.

Думал ли ведущий артист театра Моссовета, отмеченный множеством наград и орденом «За заслуги перед Отечеством IV степени», что через много лет после сыгранного в брянцевскомТ ЮЗе лейтенанта Петра Шмидта, осужденного на казнь, но не изменившего своим идеалам, ему предложат сыграть в Иркутском драматическом театре адмирала Колчака, биография которого волновала и преследовала его давно. Он не просто согласился – с головой погрузился в трагическую историю человека чести и талантливого полководца, ставящего превыше всего долг и присягу офицера. Увы, только сейчас оцененного по заслугам.

Когда я смотрела фильм «Адмиралъ» с Константином Хабенским в роли Колчака, то поражалась его схематичности и невольно вспоминала неподражаемую игру Тараторкина на сцене иркутской драмы. Казалось, он достиг того самого перевоплощения, когда артист полностью сливается со своим героем и между ними нет никакого зазора.

Говорят, случайностей в жизни не бывает, и все предопределено свыше. Может быть, поэтому движение Георгия Тараторкина от Раскольникова к Колчаку тоже было неслучайным, и его творческая биография писалась самой судьбой, а говоря более высоким языком – провидением?.. Как неслучайно и то, что его сын Филипп стал священнослужителем, усвоив нравственные ценности от отца, дочь Анна – актрисой, а жена Екатерина Маркова – писательницей, пойдя по стопам своего отца. Детская мечта питерского мальчика стать учителем так и не сбылась, ему было предопределено другое: «глаголом жечь сердца людей» и «милость к падшим призывать».

Сейчас трудно поверить, что в спектакле «Римская комедия» в роли Диона, последней для Георгия Тараторкина, выйдет не он, до последнего момента работавший и не сдававшийся страшной болезни, а другой артист. Но кто знает, может быть, дух замечательного мастера будет помогать его коллеге…

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5811
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5464
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...