Главная Работа Люди 08:02 09 Октября 2012 3333
Гастарбайтеров просят за штурвал

Отечественных летчиков Минтранс в упор не замечает

Анатолий Журин, обозреватель «Труда»

 Глава Минтранса Максим Соколов предложил разрешить российским авиакомпаниям приглашать на работу иностранных пилотов: министр считает, что так можно решить проблему дефицита кадров и сократить затраты. Но специалисты сомневаются, что использование воздушных гастарбайтеров повысит качество полетов и снизит стоимость билетов. Скорее наоборот.

Минтранс предлагает для начала отредактировать 56‑ю статью Воздушного кодекса, которая запрещает российским авиакомпаниям нанимать иностранных пилотов. Тем более что воздушные перевозки развиваются, а своих летчиков уже сейчас не хватает. А если будет принята программа развития региональных перево-зок, то кадровый дефицит станет одним из камней преткновения.

То есть вроде бы предложение продиктовано объективной необходимостью. Но мы помним, что похожие аргументы звучали в 90‑е годы, когда авиаперевозчики добивались права на льготных условиях закупать иностранные лайнеры: мол, отечественное самолетостроение в кризисе, пассажиры хотят летать, а не на чем. Итог известен: подержанные «боинги» и «эйрбасы» практически полностью вытеснили российские самолеты в нашем небе. Сегодня попытки реанимировать отечественное самолетостроение упираются в отсутствие спроса. Перевозчики привыкли пользоваться иностранными машинами, к тому же под них теперь выстроена система сервиса. И вот, похоже, история может повториться, теперь уже с кадрами.

Заметим, что наличие зарубежных машин в парке российских авиаперевозчиков теперь служит дополнительным аргументом для приглашения пилотов: иностранцы лучше знают свою технику, к тому же их не надо учить английскому. Мнение же опрошенных нами российских пилотов было практически однозначным: «Это чиновничий беспредел». Сначала похоронили отечественную авиационную промышленность, теперь перестанут готовить отечественные кадры. Конечно, проще приглашать готовых специалистов, чем тратить время и деньги на обучение своих кадров. «Да и какая может быть подготовка, – говорит летчик с 20‑летним стажем, попросивший не называть его фамилию, – если зарплата инструктора тренажеров Як‑18Т и Cessna‑172 в Санкт- Петербургской академии – 12 тысяч рублей! Спрашивают, как с летчика, платят меньше, чем дворнику!»

Наш корреспондент решил выяснить аргументы сторон. Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства «Авиа-порт», считает, что без иностранных пилотов авиаперевозчики не обойдутся.

– Позиция Минтранса достаточно убедительна. В российских компаниях имеется существенный дефицит летных кадров. С учетом нынешнего приема курсантов и существующей потребности пилотов спрос в ближайшие годы будет на 200–300 человек больше, чем выпуск. Нередко пилоты, пользуясь своей незаменимостью, оказывают на свои компании давление, требуя повышения зарплаты. Бывают случаи, когда уволенных за грубые нарушения летчиков с распростертыми объятиями принимают конкуренты.

Налицо ситуация, когда дефицит летных кадров становится тормозом для более интенсивного развития авиакомпаний.

– А не проще ли учебным заведениям повысить план по подготовке пилотов?

– Быстро это невозможно сделать. Потребуется два–три года, чтобы подтянуть выпуск курсантов к потребностям авиакомпаний. Причем учтите, что это еще сырые кадры. Авиакомпаниям требуется еще минимум полгода, чтобы переучить пилотов в собственных учебных центрах на свои самолеты.

– А вам не кажется, что наши авиаперевозчики, мягко говоря, проспали ситуацию?

– Сегодня подготовка летных кадров возложена на государство. Авиакомпании берут специалистов, которых выпускают училища, и занимаются их переподготовкой. Но вы правы: они не горят желанием брать на себя расходы на первоначальную подготовку. Теоретически ведь можно подготовить недостающие кадры в иностранных учебных центрах, если свои училища не справляются. Но им, конечно, выгоднее, чтобы за это отвечало государство.

– Нет опасений за атмосферу внут-ри авиационных коллективов? Ведь иностранцам наверняка будут платить больше, чем нашим.

– Вопрос в том, кого приглашать из-за рубежа. Хорошие кадры, способные не только сесть за штурвал, но и стать инструкторами по подготовке, могут принимать непосредственное участие в формировании кадрового резерва. Причем у них, в отличие от российских пилотов, нет пренебрежения к инструкциям, нормам производства полетов, что для зарубежных пилотов является основой и заложено, как говорится, в крови. То есть главное – создать такую систему, которая позволит отсечь неквалифицированных, не имеющих подходящего практического опыта. Главный критерий – чтобы прием иностранцев повысил уровень безопасности полетов.

Иное мнение у Мирослава Бойчука, президента профсоюза летного состава РФ, командира и инструктора воздушного судна Ил‑96‑300.

– Мнение нашего профсоюза однозначно: мы всегда будем защищать интересы труда отечественных пилотов. Тем, кто собирается допускать сюда иностранных пилотов, стоило бы обратиться к опыту ведущих мировых авиа-компаний, например «Люфтганзы»: даже если вы гражданин Евросоюза, но не гражданин ФРГ, в этой компании вы работать не будете. У меня впечатление, что кому-то очень хочется нашу авиационную отрасль свести до уровня африканской. Вопрос пополнения авиакомпаний иностранными специалистами требует вдумчивого решения и кропотливого обсуждения. Затрагиваются ведь многие жизненно важные аспекты. Скажем, набрали сейчас тысячу курсантов в летные училища. Не получится ли так, что, открыв для зарубежья наш рынок, мы перекроем вход туда нашим молодым специалистам? Люди, на подготовку которых государство затратило средства, останутся без работы. Очень хочется надеяться, что Минтранс не наломает дров. И еще принципиальный момент: командир лайнера – это представитель государства за рубежом, к тому же – носитель государственных секретов.

– Есть у наших соседей такой опыт?

– Есть, и я бы назвал его поучительным. В казахстанской компании «Астана» пилоты двух категорий – свои и иностранные. Вторым платят порядка 10 тысяч долларов, первым –вдвое меньше. Разве это пример для России?

А претензии к нашим пилотам по части знания английского языка тоже несостоятельны: надо оперировать фактами, а не домыслами.

В городе Киренске Иркутской области на этой неделе открыт памятник выдающемуся хирургу, академику Федору Углову

Ольга Лернер
Труд
Фото: Семен Лиходеев/Russian Look, globallookpress.com

Он родился в здешних краях 120 лет назад и теперь возвышается на постаменте рядом со зданием поликлиники. Тут же расположена и мемориальная плита, на которой запечатлены «12 жизненных принципов»...

По данным Mash, причиной стало огромное количество дел в отношении уклонистов

Алла Бандура стала популярной фигурой в интернете в 2017 году

На Украине уволилась судья Алла Бандура, которая в свое время получила широкую известность в социальных сетях благодаря экзотической внешности. Как сообщает Mash, Бандура покинула должность судьи Ровенского района Украины, которую занимала...

Ее истолковали так, будто чиновник связал смерть бойца с благоустройством города

Фото: Bernd Wastneck, globallookpress.com

Мэр города Моршанска Тамбовской области Алексей Банников объявил о своем решении покинуть занимаемую должность после речи, произнесенной им на церемонии, посвященной посмертному награждению бойца специальной военной операции (СВО). Об этом сообщает...

Свой 85-й день рождения отмечает журналист-международник, писатель Альберт Балебанов

Журналист-международник, писатель, специалист в области коммуникаций и общественных связей, почти сорок лет отдавший ведущему информационному агентству страны – ТАСС - Альберт Балебанов. Фото Андрея Никеричева

Журналист-международник, писатель, специалист в области коммуникаций и общественных связей Альберт Балебанов, почти сорок лет отдавший главному информационному агентству страны — ТАСС, отмечает свой 85-й день рождения. Однажды в штаб-квартире...

По данным СМИ, этот пост займет руководитель Еврейской автономной области Ростислав Гольдштейн

Фото: пул Кремля, globallookpress.com

Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил о том, что покидает занимаемую должность. Об этом он сообщил в видеообращении, опубликованном в Telegram-канале. «Сейчас наш президент доверил мне новый фронт работы на федеральном уровне»,...

Он стал первым заместителем начальника Главного военно-медицинского управления ведомства

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Бывший руководитель Коми Владимир Уйба получил назначение в Министерство обороны России. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на представителя пресс-службы главы республики. Собеседник информационного агентства рассказал, что Уйбу назначили...

Он останется на посту председателя Следственного комитета России до 27 августа 2025 года

Фото: пресс-служба СКР, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин продлил до 27 августа 2025 года срок федеральной государственной службы председателю Следственного комитета России (СКР) Александру Бастрыкину. Соответствующее распоряжение главы государства в понедельник, 28...

Люди 00:01 / 15 Ноября 2024 3112
Операция «Децимация»

Правительство вознамерилось сократить 10% мест в территориальных органах федеральной власти

Александр Киденис
Труд
В пересчете на душу населения в России чиновников больше, чем в СССР. Фото: White House, globallookpress.com

Сейчас в федеральных территориальных органах власти работают около 400 тысяч госслужащих, и правительство уверено, что безболезненно можно сократить каждого десятого — мол, дело от этого не пострадает. Ответа на вопрос,...

Разговор с председателем Союза журналистов России Владимиром Соловьевым

Валерий Симонов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Даже у самых неистовых репортеров едва ли получится посмотреть на Владимира Соловьева сверху вниз. Во-первых, для этого нужен рост под два метра: Соловьев — мужчина крупный. А во-вторых, такой послужной список,...

Миллиардер возглавит новый департамент по достижению государственной эффективности

Фото: Jen Golbeck/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Американские бизнесмены Илон Маск и Вивек Рамасвами возглавят в администрации победителя выборов президента США Дональда Трампа новый департамент по достижению государственной эффективности (DOGE). Как сообщает РИА Новости, об этом говорится...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?