В последний летний день многие (если не все) преподаватели российских вузов получили именное электронное письмо от Сбербанка. «Дорогой Андрей Петрович! Поздравляем с Днем знаний! Пусть новый учебный год будет наполнен приятными открытиями, позитивными эмоциями и яркими успехами. От души поздравляем учителей, педагогов и работников сферы образования. К празднику дарим вам промокод на 600 рублей на покупки в СберМегаМаркете...»
Не знаю, как другим моим коллегам, а мне письмо показалось оскорбительным. Дело не только в том, что Сбербанк хочет слегка подзаработать на одной из униженных групп населения. Просто многие из получивших эти «письма счастья» (в том числе и ваш покорный слуга) уже не работают в вузах.
Несколько лет назад вместо прохождения ежегодного конкурса с указанием профессиональных заслуг (педагогического стажа, наличия научных и учебно-методических публикаций и пр.) для пожилых преподавателей ввели прием на работу по ГПХД (гражданский правовой хозяйственный договор). По которому платят только за часы, проведенные со студентами, коих дают до 300 в год — и ни часом больше. То есть за вторую половину работы — научно-методическую, воспитательную, организационную — не платят совсем. Час доцента в ведомости тянет на 600 рублей, получается 180 тысяч в год, 15 тысяч рублей в месяц. И за это прикажете говорить спасибо?
Не буду объяснять, какой работы требует подготовка даже одной лекции — ведь туда входит изучение литературы, подготовка слайдов, освоение компьютерных систем, составление домашних заданий, контрольных и т. п. А если ничего этого не нужно делать, то выгоднее просто закрыть все вузы и уволить сотрудников — от ректоров до гардеробщиков. Заметная экономия. Дети же большого начальства, «элиты» будут продолжать учиться за рубежом (в основном без толку).
Для полноты картины сообщу, что никаких отпускных по ГПХД вообще не полагается. Но и это не все. С нынешнего учебного года людей старше 70 лет (кроме тех, у которых есть связи с начальством) не берут преподавать даже на этих рабских условиях. Можно подумать, что все они старые мудозвоны. Конечно, есть и таковые, но их более чем достаточно в любом возрасте и во всех сферах нашей непростой жизни.
О тех, кто еще не совсем Мафусаил. Минимальный оклад доцента на полную ставку — 72 тысячи. Живи и радуйся — ведь это за 36 часов в неделю, можно и потерпеть. Однако эта самая полная ставка редко кому выпадает, легче выиграть в лотерею. Платят в пределах выделенных фондов, а преподавать надо всю учебную программу целиком. Если кто-то не хочет работать частично задарма, всегда найдутся другие желающие. Не всех ведь возьмут в дворники, курьеры и продавцы, а некоторые и сами туда почему-то не стремятся, норовят правдами и неправдами остаться преподавать тот предмет, которому они посвятили свою жизнь. Впрочем, то же самое относится и к бюджетникам из всех сфер, кроме, пожалуй, депутатов Госдумы и некоторых других особо важных структур.
У юриста может возникнуть естественный вопрос: на основании каких именно законов, инструкций и приказов выгоняют людей по возрасту (как поступают, например, в МИСиСе и ряде других вузов)? Налицо дискриминация. Да нет таких законов и не может быть в сколько-нибудь цивилизованном государстве. Лет 300 назад в Японии стариков отправляли на голодную смерть (помните фильм «Легенда о Нараяме»?). Но все-таки три века прошло, многое в нашей жизни изменилось. Можно, конечно, предположить, что 30-летний землекоп выроет канаву быстрее 70-летнего. Но вот об умственной работе так однозначно не скажешь.
По-хорошему при наличии нескольких кандидатов на одну должность надо провести конкурс. Например, претенденты должны прочитать лекцию на 45 минут на одну и ту же тему. А слушателями пусть будет не менее 20 лучших (по соответствующей специальности) студентов и аспирантов. И голосовать они должны сразу, не выходя из аудитории, тайно и не через компьютер. Опасная идея, не правда ли? Подрывающая сложившиеся устои...
Разумеется, разумнее будет вспомнить старую заповедь: спорить с начальством — все равно что писать против ветра. Но пока мы все дружно придерживаемся подобной мудрости, улучшений ни в какой сфере нашей жизни не будет.
С лучшими пожеланиями.