В ночь с 9 на 10 сентября 1972 года состоялась одна из самых ярких побед в истории отечественного спорта — в финале олимпийского турнира сборная СССР по баскетболу в драматичной концовке превзошла непобедимых доселе американцев. До сих пор перед глазами пас через всю площадку Ивана Едешко, бросок из-под кольца Александра Белова — и победный крик Нины Ереминой, которая вела репортаж с этой встречи, кажется, длится до сих пор!
К слову, тех самых «трех секунд» могло и не быть вовсе, если бы не решение Уильяма Джонса, занимавшего тогда пост генерального секретаря ФИБА, все-таки добавить этот отрезок ко времени матча.
По мнению дуайена нашего тренерского баскетбольного корпуса Евгения Гомельского, на таких действиях Джонса во многом отразились его в высшей степени уважительные, доверительные и профессиональные взаимоотношения со своим первым замом, руководителем советского баскетбола тех лет Николаем Семашко, который пользовался огромным авторитетом в ФИБА, да и в мировом баскетболе в целом. Как сказал «Труду» Евгений Гомельский, «разве пошел бы Джонс дважды на продление матча, если бы у него были предвзятое отношение к Советскому Союзу, если бы он испытывал неприязнь к советскому представителю в ФИБА? Думаю, все это наверняка сказалось на действиях Джонса в концовке финального матча в Мюнхене». Вообще же, по мнению Гомельского, «сюжет этого матча словно специально развивался для будущего сценария какого-нибудь захватывающего спектакля или фильма».
Полувековой юбилей «чуда в Мюнхене» встречают лишь четверо из 12 его творцов, собравшихся в сборной из шести московских, ленинградских, тбилисских, каунасских и киевских клубов. Иван Едешко и Алжан Жармухамедов — в Москве, Модестас Пауласускас — в Вильнюсе, Анатолий Поливода — в Миргороде, что на Полтавщине. Остальных уже нет с нами, но след в отечественной спортивной истории они оставили яркий!
Наставник той великой команды Владимир Кондрашин, «Петрович», как звали его в баскетбольном мире, после мюнхенского триумфа приводил сборную СССР к победе на чемпионате мира 1974 года, серебряным медалям европейского первенства-75 и бронзе Олимпиады в Монреале, а во главе родного ленинградского «Спартака» дважды завоевывал европейский Кубок обладателей кубков и побеждал в чемпионатах СССР и СНГ. В январе 1999 года Владимиру Петровичу исполнилось 70 лет, а в декабре того же года он скончался.
Его любимый воспитанник и автор «золотого броска» в Мюнхене Александр Белов после своего звездного часа еще успел выиграть вместе с Кондрашиным чемпионат мира-1974, чемпионат СССР-75 и завоевать бронзу в Монреале. А в 1977 году у него на таможне нашли старинные иконы. Александр Белов был исключен из состава сборной, изгнан из «Спартака», впал в депрессию, начал сильно пить и умер от ангиосаркомы сердца, не дожив и до 27 лет...
Еще один Белов — Сергей, по мнению экспертов, один из главных творцов мюнхенской победы, потом еще выиграл золото чемпионата мира, Европы, две бронзы Олимпиад, регулярно становился чемпионом СССР в родном ЦСКА. Он зажег огонь в олимпийской чаше Лужников в 1980 году, в 1992-м был включен в баскетбольный Зал славы, а по окончании игровой карьеры успешно работал главным тренером в ЦСКА, пермском «Урал-Грейте» и сборной России, возглавлял Федерацию баскетбола России. Скончался в 2013 году в возрасте 69 лет.
Московский динамовец Александр Болошев после Мюнхена выиграл чемпионат мира-1974, по окончании карьеры работал в мужской и женской командах родного клуба московского «Динамо», а в последние годы жизни вице-президентом в «Химках». Скончался в 2010 году в возрасте 63 лет от инсульта.
Самый возрастной член советской сборной в Мюнхене центровой Геннадий Вольнов большую часть карьеры провел в ЦСКА. Но перед Олимпиадой остался без клуба, и Владимир Кондрашин попросил Евгения Гомельского включить ветерана в состав московского «Динамо». «Конечно, я с радостью согласился. Считаю, Вольнов — революционер, светлая голова, первым доказавший, что высокие игроки могут уходить в поле, и проходить, и отдавать. Мой брат незаслуженно раньше времени убрал Вольнова из сборной. И заслуга Кондрашина в том, что он вернул Вольнова в национальную команду», — вспоминает этот эпизод Евгений Гомельский. Практически сразу после Мюнхена Вольнов закончил с большим баскетболом. Впоследствии работал на кафедре физвоспитания Академии химзащиты имени С. К. Тимошенко. Скончался в 2008 году в возрасте 68 лет. А вот самый юный член той сборной Иван Дворный на следующий год после Мюнхена тоже попался на шереметьевской таможне, и над ним решили провести показательный процесс. 21-летнему баскетболисту инкриминировали статью контрабанду и посадили в Свердловске (ныне — Екатеринбург). В большой баскетбол он больше не вернулся. Занимался пчеловодством, работал слесарем, попытался устроиться на ПМЖ в США, но затем вернулся в Омск.
Умер в 2015 году от рака легких. Ему было всего 63 года.
Центровой сборной Сергей Коваленко после победы на Олимпиаде-1972 пять раз становился чемпионом СССР в составе ЦСКА. По завершении игровой карьеры он вернулся в Киев и работал в киевском СКА в должности второго тренера. После развала СССР Коваленко работал в строительной компании, потом организовал собственный бизнес по оптовой продаже стройматериалов. Умер в 2004 году из-за проблем с сердцем.
Михаил Коркия — легенда и любимец советского баскетбола. После мюнхенского триумфа в карьере Коркии были еще два серебра европейских первенств в 1975 и 1977 годах, а также бронза Олимпиады 1976 года. После окончания спортивной карьеры недолго поработал тренером в тбилисском и московском «Динамо», а затем ушел в бизнес. Тогда произошел неприятный инцидент: за финансовые нарушения Коркия был осужден. О подробностях того дела Михаил Коркия никогда не распространялся, но известно, что он был арестован и осужден за незаконную предпринимательскую деятельность. Выход из тюрьмы в 1987 году стал одним из самых счастливых моментов в его жизни. Как знать, возможно, именно годы заключения подорвали его здоровье. Оправившись, Михаил Шотаевич вместе с Зурабом Саканделидзе занялся бизнесом, был совладельцем клуба «Торпедо» из родного Кутаиси. Проблемы с сердцем все чаше давали себя знать. И в феврале 2004 года Михаил Коркия умер, всего на две недели пережив своего лучшего друга и товарища по сборной СССР Зураба Саканделидзе — еще одного представителя грузинской баскетбольной школы. Через год после триумфа в Мюнхене завершил карьеру. В 1975 году окончил Грузинский политехнический институт, получил специальность инженера-технолога и стал работать в пищевой промышленности. После развала СССР занимался бизнесом. Стал сначала директором, а затем владельцем чаеразвесочной фабрики в Тбилиси. Примерно в это же время начались проблемы с печенью. Он регулярно проходил обследования, лечился, но вдруг, как гром среди ясного неба грянула беда. От проблем с почками умер любимый сын. На Зураба Александровича было страшно смотреть. Он полностью отказался от лечения и 25 января 2004 года умер.
Капитану советской сборной Модестасу Паулаускасу 77 лет. После завершения игровой карьеры работал с молодежными сборными Анголы, СССР и Литвы. Преподавал на кафедре физвоспитания Каунасского политехнического института. Возглавлял команду «Пунтукасас» второй лиги литовского чемпионата. Сейчас руководит спортивным центром в городе Аникщяй. Последний раз один из авторов видел его в Каунасе на турнире студенческих команд в рамках Международной студенческой баскетбольной лиги. На наш звонок на его номер в преддверии юбилея мюнхенской виктории ответил женский голос, сообщивший, что Модестас сейчас живет в Вильнюсе, и у него другой номер телефона.
Центровой сборной Анатолий Поливода сразу после Олимпиады во время игры за «Строитель» едва не скончался от сильнейшего сердечного приступа, из-за чего был вынужден завершить карьеру. В 1975 году окончил Киевский институт физической культуры и более десяти лет работал в Киевском государственном университете на кафедре физического воспитания и в строительной фирме, возглавляемой его товарищем Сергеем Коваленко.. Перенес сложнейшую операцию на сердце. В настоящее время пенсионер, инвалид второй группы. Живет в Миргороде на Полтавщине. 29 мая отметил 75-летний юбилей.
Родившийся в Казахстане Алжан Жармухамедов большую часть карьеры провел в столичном ЦСКА, с которым 10 раз выиграл чемпионат СССР. После победы в Мюнхене становился чемпионом Европы, выигрывал бронзу Олимпиады-76, серебро мирового и европейского первенств.
По окончании карьеры пять лет работал тренером в Группе советских войск в Германии, затем был направлен в алма-атинский СКА на должность тренера спортивного клуба по пулевой стрельбе. С 2002 года проживает в Москве. тренировал мужскую и женскую команды Московского гуманитарного университета. Создал и возглавил молодежную баскетбольную академию при БК ЦСКА. В последнее время работал в московской школе 2107 тренером по баскетболу. Алжану Жармухамедову 77 лет.
Иван Едешко (слева, в белом пиджаке) на чествовании олимпийских чемпионов по баскетболу. Фото Георгия Настенко
Автор золотого паса в том финальном матче Иван Едешко по окончании карьеры стал тренером. Руководимый им ЦСКА выиграл первый чемпионат России. Был старшим тренером молодежных сборных СССР и России, помощником Александра Гомельского в сборной СССР. Трижды приводил к чемпионству ливанский клуб «Спортинг». Ивану Едешко 77 лет. Сейчас он на пенсии, растит внуков. Чувства юмора не теряет ни при каких обстоятельствах. Вои и на вопрос корр. «Труда» — доволен ли он, как сложилась жизнь и карьера после Мюнхена, ответил: «Не доволен! Потому что никак не могут окончиться эти три секунды. Все идут и идут. Уже 50 лет прошло, а они все идут! Не дают отдохнуть. Но продолжаю следовать завету Владимира Петровича Кондрашина никогда не сдаваться! Что касается тех трех секунд, то для того чтобы понять, почему я именно так действовал, надо еще в который раз прокрутить тот момент. Сначала была команда мне дать пас Паулаускасу, а Модестас уже должен был передать мяч под кольцо. Вариант явно проигрышный. Потом я встал на лицевую линию второй раз. И передо мной вырос американец 2,18 ростом с поднятыми руками. И мне отдать пас через этого игрока практически было невозможно. И вдруг он отошел. И у меня появилась возможность. Я перемигнулся с Сашкой. Он мне показал — дать пас за спину. Я отдал этот мяч за спину. Кондрашин за мгновение тоже мне сказал — отдай Сашке. Вот так все было. А вообще мы победили, потому что вышли на финал раскрепощенными — ведь задачу занять на Олимпиаде второе место мы выполнили еще до поединка с американцами. И весь матч уверенно вели в счете. Но в концовке дрогнули под прессингом соперника и чуть не отдали ему победу. Довели дело до этих трех секунд, которые длятся уже полвека».