Главная Культура 00:01 09 Февраля 2024 3715
Антон Хабаров. Граф Орлов собственной персоной

Актера в персонаже интересует прежде всего его характер

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Антон Хабаров играет личность, не понятую окружением. Фото предоставлены Первым каналом

Новый, второй сезон популярного исторического сериала о Екатерине II «Великая. Золотой век» стартовал на Первом канале. Масштабные съемки с участием сотни актеров и полутора тысяч лиц в массовых и групповых сценах проходили преимущественно в Северной столице и дворцах ее пригородов — Царского Села, Петергофа, Гатчины, Стрельны, Ораниенбаума (нынешнего Ломоносова). Там, где русская императрица бывала, принимала подданных и иностранных гостей, писала указы, давала обеды, танцевала. И — любила. Ведь гламурная жизнь самой успешной, по мнению историков, русской правительницы была не менее бурной, чем политическая. На десять императриц хватит! Как она все успевала? Как ей, небогатой принцессе из небольшого прусского городка, иноверке, до воцарения не знавшей нашего языка и традиций, удалось вывести Россию в лидеры Европы? Об этом — новый фильм режиссера Сергея Гинзбурга, где главные роли исполнили Елизавета Боярская (Екатерина), Антон Хабаров (Григорий Орлов), Алексей Морозов (Григорий Потемкин). О прошлом и настоящем поговорим с Антоном Хабаровым.

— В новом сериале вы сыграли графа Орлова — персонажа в историческом контексте неоднозначного. В литературе он нередко предстает коварным царедворцем, конъюнктурщиком. Вы с этим согласны?

— Григорий, второй из братьев Орловых, фигура и вправду крайне неоднозначная. Но для меня совершенно очевидно, что звучную фамилию свою он вполне оправдал: настоящий орел! Я много о нем читал — и художественную, и научную литературу. Иные современники считали его глупым. Ошибались! Он был решительным, храбрым воином. Прошел Семилетнюю войну, при множестве ранений оставался в строю. В политику был вовлечен вынужденно, служа при дворе, где играют в совершенно другие игры. А у него абсолютно не политические мозги. Говоря по-простому, Григорий Григорьевич оказался не на своем месте, хотя и пытался, как мы бы сейчас сказали, соответствовать. Такой, как он, неизбежно выглядел бы в подобной ситуации дурачком. В этом трагедия графа Орлова. Мне было интересно воплощать такой образ. Да и эпоха та завлекает. Начиная с эстетики, совсем не близкой нынешнему человеку. Перед съемками я общался с историками — специалистами по ХVIII веку. Изучил ту моду, тогдашний эталон мужской красоты. Оказывается, мужчине не следовало быть худым, живот или хотя бы животик считался признаком хорошего здоровья. Немыслимым представлялось и публичное явление без парика — это как нынче показаться без штанов. Щетину вытравливали мышьяком. Мне, чтобы достичь такой гладкости кожи, приходилось выбриваться до синевы. Из всего этого создавалась, так сказать, внешняя структура образа.

— А внутренняя? В вашем характере есть что-то роднящее вас с первым фаворитом екатерининского государства?

— Есть такое правило в театре и кинематографе: чем дальше роль от артиста, тем лучше она ему удается. Я никогда не стараюсь выбирать героев, похожих на меня. И в данном случае не сделал исключения. Конечно, какие-то общие качества присутствуют — все люди чем-то схожи. Переживают сходные ситуации, испытывают радостные и трагические эмоции. Если, скажем, актер не прошел в своей жизни через тяжкую потерю, то как он ее сыграет? В кино еще можно чем-то прикрыться, но в театре — нет, там все на виду.

— Играя Орлова, что-то от себя додумали?

— Я все-таки старался руководствоваться фактами. Вот, например, граф любил театр. Как писала Екатерина II, был не очень хорошим актером, но увлекающимся человеком. Мне удалось найти в литературе иллюстрации с необычными позами, которые принимали артисты его времени при декламации. Так придумалась сцена для первой серии, когда Орлов читает стихи царице.

Это невероятно трудно — сохранить настоящую любовь, будучи на вершине государственной иерархии (Елизавета Боярская и Антон Хабаров)

— Вам вообще близки исторические картины? И неважно, в какие времена и дали уведет очередной персонаж?

— Главное все-таки, чтобы заинтересовал характер героя. Не так давно мне предложили сыграть Бутурлина — первого фаворита царицы Елизаветы Петровны. Сценарий не слишком увлек, я отправился в библиотеку, однако и там не нашел ничего такого, чтобы дополнить, углубить, насытить фактами образ Александра Борисовича. От съемок пришлось отказаться.

С Орловым другое дело: это про трагедию невостребованного временем, «лишнего» человека. Когда я сформулировал для себя эту тему, сразу понял, как играть. Он ведь, помимо того, что царедворец, еще и бесстрашный человек. Не только как воин — спас Москву от чумы во время страшной эпидемии 1770-1772 годов. А многие историки считают, что тем самым и Европу защитил от страшной напасти.

Герой Хабарова способен решать самые тяжелые задачи — от боевых до медицинских

— Насколько важны сегодня, на ваш взгляд, исторические фильмы, да и знание истории как таковой?

— Еще как важны! Один из крупнейших российских историков Василий Ключевский недаром писал: «История — это не учительница, а надзирательница. Она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков». Что касается востребованности... Обратите внимание: нынешние молодые готовы смотреть экранизации Булгакова и Достоевского, чьи произведения в школе читать не очень-то хотят. Тем выше должно быть качество этих фильмов.

— Вам самому какой период из русской истории интереснее?

— Пожалуй, время правления Александра I. Его неординарная личность, отношения с Наполеоном, слывшим кумиром для столь многих в императорской России. Тут есть о чем размышлять и чему удивляться. Кто-то считает, что царь, слабый человек, завидовал Бонапарту, но это очень спорное суждение.

— А с кем из великих людей былого вам хотелось бы пообщаться?

— Трудный вопрос, слишком уж выбор велик, тут не только цари: Интересно было бы встретиться с Шаляпиным. Знаменитого баса я бы расспросил о его первом концерте в США. Который, как писали тогдашние газеты, «не вполне удался»: американцы, наслышанные о мощном голосе Федора Ивановича, полагали, что должно произойти нечто невероятное — люстры в зале начнут падать, окна вылетать: А Шаляпин спел очень тонко. В нем мне нравится вообще все! В том числе его уникальная система работы над ролью, которой восторгался сам Константин Сергеевич Станиславский.

— Вы ведь учились в музыкальной школе, считались перспективным пианистом?

— Музыка и сейчас со мной. Предпочитаю классическую.

— А еще серьезно занимались бальными танцами, но учиться пошли на театрального режиссера: К слову, почему выбрали Щепкинское училище, а не Щукинское, не Школу-студию МХАТ, куда вас также звали?

— В «Щепке» привлекла личность актера, режиссера, педагога Виктора Коршунова. Его понимание профессии, в которой, как он подчеркивал, быстрого результата ждать нельзя, это забег на длинную дистанцию. Помню наш честный, взрослый разговор о смысле служения искусству. Виктор Иванович считал это долгом артиста, режиссера. Образом жизни и миссией. Говорил: не получится вечером быть актером, а с утра не быть. Полностью с ним согласен.

Актеру даже в минуты отдыха трудно забыть, что он актер

— Но с театром у вас поначалу не все гладко складывалось, приходилось переходить с одной сцены на другую. В чем причина? И что вам ближе — театр или кино?

— Это разные виды искусства, нельзя их сравнивать. Хотя и там и там актеры очень зависимы. От режиссера, оператора, продюсера, сценария или пьесы. Могут дать роль, а могут и не дать. Театр вообще очень жесткая структура. Там быстро меняются фавориты, и востребованный, еще вчера имевший заглавные роли исполнитель назавтра легко может оказаться в массовке. Таковы правила игры, нравятся они тебе или нет.

Подобное произошло в «Современнике», куда я пришел после окончания училища. Затем в «Маяковке». А я хотел совсем другого. Сейчас служу в Губернском театре. Там у меня прекрасные роли, всегда есть над чем работать. Что еще нужно артисту для счастья?

— Вы один из немногих известных актеров, кто категорически не выносит на всеобщее обозрение и обсуждение свою личную жизнь. И женаты «всего» один раз, супруга Елена Хабарова (Степучева) — тоже актриса, есть сын и дочь: Остается гадать, как уживаются в одной семье два лицедея.

— Да нормально уживаются! Те, кто, как мы с Леной, прожили вместе 24 года, согласятся со мной: крепкая семья — это результат кропотливого, ежедневного и обязательно встречного, взаимного труда. За которым умение преодолевать непонимание, не копить обиды. Уважение друг к другу, взаимопонимание. Ну и любовь — куда же без нее?

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9364
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7061
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?