Новый, второй сезон популярного исторического сериала о Екатерине II «Великая. Золотой век» стартовал на Первом канале. Масштабные съемки с участием сотни актеров и полутора тысяч лиц в массовых и групповых сценах проходили преимущественно в Северной столице и дворцах ее пригородов — Царского Села, Петергофа, Гатчины, Стрельны, Ораниенбаума (нынешнего Ломоносова). Там, где русская императрица бывала, принимала подданных и иностранных гостей, писала указы, давала обеды, танцевала. И — любила. Ведь гламурная жизнь самой успешной, по мнению историков, русской правительницы была не менее бурной, чем политическая. На десять императриц хватит! Как она все успевала? Как ей, небогатой принцессе из небольшого прусского городка, иноверке, до воцарения не знавшей нашего языка и традиций, удалось вывести Россию в лидеры Европы? Об этом — новый фильм режиссера Сергея Гинзбурга, где главные роли исполнили Елизавета Боярская (Екатерина), Антон Хабаров (Григорий Орлов), Алексей Морозов (Григорий Потемкин). О прошлом и настоящем поговорим с Антоном Хабаровым.
— В новом сериале вы сыграли графа Орлова — персонажа в историческом контексте неоднозначного. В литературе он нередко предстает коварным царедворцем, конъюнктурщиком. Вы с этим согласны?
— Григорий, второй из братьев Орловых, фигура и вправду крайне неоднозначная. Но для меня совершенно очевидно, что звучную фамилию свою он вполне оправдал: настоящий орел! Я много о нем читал — и художественную, и научную литературу. Иные современники считали его глупым. Ошибались! Он был решительным, храбрым воином. Прошел Семилетнюю войну, при множестве ранений оставался в строю. В политику был вовлечен вынужденно, служа при дворе, где играют в совершенно другие игры. А у него абсолютно не политические мозги. Говоря по-простому, Григорий Григорьевич оказался не на своем месте, хотя и пытался, как мы бы сейчас сказали, соответствовать. Такой, как он, неизбежно выглядел бы в подобной ситуации дурачком. В этом трагедия графа Орлова. Мне было интересно воплощать такой образ. Да и эпоха та завлекает. Начиная с эстетики, совсем не близкой нынешнему человеку. Перед съемками я общался с историками — специалистами по ХVIII веку. Изучил ту моду, тогдашний эталон мужской красоты. Оказывается, мужчине не следовало быть худым, живот или хотя бы животик считался признаком хорошего здоровья. Немыслимым представлялось и публичное явление без парика — это как нынче показаться без штанов. Щетину вытравливали мышьяком. Мне, чтобы достичь такой гладкости кожи, приходилось выбриваться до синевы. Из всего этого создавалась, так сказать, внешняя структура образа.
— А внутренняя? В вашем характере есть что-то роднящее вас с первым фаворитом екатерининского государства?
— Есть такое правило в театре и кинематографе: чем дальше роль от артиста, тем лучше она ему удается. Я никогда не стараюсь выбирать героев, похожих на меня. И в данном случае не сделал исключения. Конечно, какие-то общие качества присутствуют — все люди чем-то схожи. Переживают сходные ситуации, испытывают радостные и трагические эмоции. Если, скажем, актер не прошел в своей жизни через тяжкую потерю, то как он ее сыграет? В кино еще можно чем-то прикрыться, но в театре — нет, там все на виду.
— Играя Орлова, что-то от себя додумали?
— Я все-таки старался руководствоваться фактами. Вот, например, граф любил театр. Как писала Екатерина II, был не очень хорошим актером, но увлекающимся человеком. Мне удалось найти в литературе иллюстрации с необычными позами, которые принимали артисты его времени при декламации. Так придумалась сцена для первой серии, когда Орлов читает стихи царице.
Это невероятно трудно — сохранить настоящую любовь, будучи на вершине государственной иерархии (Елизавета Боярская и Антон Хабаров)
— Вам вообще близки исторические картины? И неважно, в какие времена и дали уведет очередной персонаж?
— Главное все-таки, чтобы заинтересовал характер героя. Не так давно мне предложили сыграть Бутурлина — первого фаворита царицы Елизаветы Петровны. Сценарий не слишком увлек, я отправился в библиотеку, однако и там не нашел ничего такого, чтобы дополнить, углубить, насытить фактами образ Александра Борисовича. От съемок пришлось отказаться.
С Орловым другое дело: это про трагедию невостребованного временем, «лишнего» человека. Когда я сформулировал для себя эту тему, сразу понял, как играть. Он ведь, помимо того, что царедворец, еще и бесстрашный человек. Не только как воин — спас Москву от чумы во время страшной эпидемии 1770-1772 годов. А многие историки считают, что тем самым и Европу защитил от страшной напасти.
Герой Хабарова способен решать самые тяжелые задачи — от боевых до медицинских
— Насколько важны сегодня, на ваш взгляд, исторические фильмы, да и знание истории как таковой?
— Еще как важны! Один из крупнейших российских историков Василий Ключевский недаром писал: «История — это не учительница, а надзирательница. Она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков». Что касается востребованности... Обратите внимание: нынешние молодые готовы смотреть экранизации Булгакова и Достоевского, чьи произведения в школе читать не очень-то хотят. Тем выше должно быть качество этих фильмов.
— Вам самому какой период из русской истории интереснее?
— Пожалуй, время правления Александра I. Его неординарная личность, отношения с Наполеоном, слывшим кумиром для столь многих в императорской России. Тут есть о чем размышлять и чему удивляться. Кто-то считает, что царь, слабый человек, завидовал Бонапарту, но это очень спорное суждение.
— А с кем из великих людей былого вам хотелось бы пообщаться?
— Трудный вопрос, слишком уж выбор велик, тут не только цари: Интересно было бы встретиться с Шаляпиным. Знаменитого баса я бы расспросил о его первом концерте в США. Который, как писали тогдашние газеты, «не вполне удался»: американцы, наслышанные о мощном голосе Федора Ивановича, полагали, что должно произойти нечто невероятное — люстры в зале начнут падать, окна вылетать: А Шаляпин спел очень тонко. В нем мне нравится вообще все! В том числе его уникальная система работы над ролью, которой восторгался сам Константин Сергеевич Станиславский.
— Вы ведь учились в музыкальной школе, считались перспективным пианистом?
— Музыка и сейчас со мной. Предпочитаю классическую.
— А еще серьезно занимались бальными танцами, но учиться пошли на театрального режиссера: К слову, почему выбрали Щепкинское училище, а не Щукинское, не Школу-студию МХАТ, куда вас также звали?
— В «Щепке» привлекла личность актера, режиссера, педагога Виктора Коршунова. Его понимание профессии, в которой, как он подчеркивал, быстрого результата ждать нельзя, это забег на длинную дистанцию. Помню наш честный, взрослый разговор о смысле служения искусству. Виктор Иванович считал это долгом артиста, режиссера. Образом жизни и миссией. Говорил: не получится вечером быть актером, а с утра не быть. Полностью с ним согласен.
Актеру даже в минуты отдыха трудно забыть, что он актер
— Но с театром у вас поначалу не все гладко складывалось, приходилось переходить с одной сцены на другую. В чем причина? И что вам ближе — театр или кино?
— Это разные виды искусства, нельзя их сравнивать. Хотя и там и там актеры очень зависимы. От режиссера, оператора, продюсера, сценария или пьесы. Могут дать роль, а могут и не дать. Театр вообще очень жесткая структура. Там быстро меняются фавориты, и востребованный, еще вчера имевший заглавные роли исполнитель назавтра легко может оказаться в массовке. Таковы правила игры, нравятся они тебе или нет.
Подобное произошло в «Современнике», куда я пришел после окончания училища. Затем в «Маяковке». А я хотел совсем другого. Сейчас служу в Губернском театре. Там у меня прекрасные роли, всегда есть над чем работать. Что еще нужно артисту для счастья?
— Вы один из немногих известных актеров, кто категорически не выносит на всеобщее обозрение и обсуждение свою личную жизнь. И женаты «всего» один раз, супруга Елена Хабарова (Степучева) — тоже актриса, есть сын и дочь: Остается гадать, как уживаются в одной семье два лицедея.
— Да нормально уживаются! Те, кто, как мы с Леной, прожили вместе 24 года, согласятся со мной: крепкая семья — это результат кропотливого, ежедневного и обязательно встречного, взаимного труда. За которым умение преодолевать непонимание, не копить обиды. Уважение друг к другу, взаимопонимание. Ну и любовь — куда же без нее?