Главная Культура 00:01 09 Февраля 2024 4081
Антон Хабаров. Граф Орлов собственной персоной

Актера в персонаже интересует прежде всего его характер

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Антон Хабаров играет личность, не понятую окружением. Фото предоставлены Первым каналом

Новый, второй сезон популярного исторического сериала о Екатерине II «Великая. Золотой век» стартовал на Первом канале. Масштабные съемки с участием сотни актеров и полутора тысяч лиц в массовых и групповых сценах проходили преимущественно в Северной столице и дворцах ее пригородов — Царского Села, Петергофа, Гатчины, Стрельны, Ораниенбаума (нынешнего Ломоносова). Там, где русская императрица бывала, принимала подданных и иностранных гостей, писала указы, давала обеды, танцевала. И — любила. Ведь гламурная жизнь самой успешной, по мнению историков, русской правительницы была не менее бурной, чем политическая. На десять императриц хватит! Как она все успевала? Как ей, небогатой принцессе из небольшого прусского городка, иноверке, до воцарения не знавшей нашего языка и традиций, удалось вывести Россию в лидеры Европы? Об этом — новый фильм режиссера Сергея Гинзбурга, где главные роли исполнили Елизавета Боярская (Екатерина), Антон Хабаров (Григорий Орлов), Алексей Морозов (Григорий Потемкин). О прошлом и настоящем поговорим с Антоном Хабаровым.

— В новом сериале вы сыграли графа Орлова — персонажа в историческом контексте неоднозначного. В литературе он нередко предстает коварным царедворцем, конъюнктурщиком. Вы с этим согласны?

— Григорий, второй из братьев Орловых, фигура и вправду крайне неоднозначная. Но для меня совершенно очевидно, что звучную фамилию свою он вполне оправдал: настоящий орел! Я много о нем читал — и художественную, и научную литературу. Иные современники считали его глупым. Ошибались! Он был решительным, храбрым воином. Прошел Семилетнюю войну, при множестве ранений оставался в строю. В политику был вовлечен вынужденно, служа при дворе, где играют в совершенно другие игры. А у него абсолютно не политические мозги. Говоря по-простому, Григорий Григорьевич оказался не на своем месте, хотя и пытался, как мы бы сейчас сказали, соответствовать. Такой, как он, неизбежно выглядел бы в подобной ситуации дурачком. В этом трагедия графа Орлова. Мне было интересно воплощать такой образ. Да и эпоха та завлекает. Начиная с эстетики, совсем не близкой нынешнему человеку. Перед съемками я общался с историками — специалистами по ХVIII веку. Изучил ту моду, тогдашний эталон мужской красоты. Оказывается, мужчине не следовало быть худым, живот или хотя бы животик считался признаком хорошего здоровья. Немыслимым представлялось и публичное явление без парика — это как нынче показаться без штанов. Щетину вытравливали мышьяком. Мне, чтобы достичь такой гладкости кожи, приходилось выбриваться до синевы. Из всего этого создавалась, так сказать, внешняя структура образа.

— А внутренняя? В вашем характере есть что-то роднящее вас с первым фаворитом екатерининского государства?

— Есть такое правило в театре и кинематографе: чем дальше роль от артиста, тем лучше она ему удается. Я никогда не стараюсь выбирать героев, похожих на меня. И в данном случае не сделал исключения. Конечно, какие-то общие качества присутствуют — все люди чем-то схожи. Переживают сходные ситуации, испытывают радостные и трагические эмоции. Если, скажем, актер не прошел в своей жизни через тяжкую потерю, то как он ее сыграет? В кино еще можно чем-то прикрыться, но в театре — нет, там все на виду.

— Играя Орлова, что-то от себя додумали?

— Я все-таки старался руководствоваться фактами. Вот, например, граф любил театр. Как писала Екатерина II, был не очень хорошим актером, но увлекающимся человеком. Мне удалось найти в литературе иллюстрации с необычными позами, которые принимали артисты его времени при декламации. Так придумалась сцена для первой серии, когда Орлов читает стихи царице.

Это невероятно трудно — сохранить настоящую любовь, будучи на вершине государственной иерархии (Елизавета Боярская и Антон Хабаров)

— Вам вообще близки исторические картины? И неважно, в какие времена и дали уведет очередной персонаж?

— Главное все-таки, чтобы заинтересовал характер героя. Не так давно мне предложили сыграть Бутурлина — первого фаворита царицы Елизаветы Петровны. Сценарий не слишком увлек, я отправился в библиотеку, однако и там не нашел ничего такого, чтобы дополнить, углубить, насытить фактами образ Александра Борисовича. От съемок пришлось отказаться.

С Орловым другое дело: это про трагедию невостребованного временем, «лишнего» человека. Когда я сформулировал для себя эту тему, сразу понял, как играть. Он ведь, помимо того, что царедворец, еще и бесстрашный человек. Не только как воин — спас Москву от чумы во время страшной эпидемии 1770-1772 годов. А многие историки считают, что тем самым и Европу защитил от страшной напасти.

Герой Хабарова способен решать самые тяжелые задачи — от боевых до медицинских

— Насколько важны сегодня, на ваш взгляд, исторические фильмы, да и знание истории как таковой?

— Еще как важны! Один из крупнейших российских историков Василий Ключевский недаром писал: «История — это не учительница, а надзирательница. Она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков». Что касается востребованности... Обратите внимание: нынешние молодые готовы смотреть экранизации Булгакова и Достоевского, чьи произведения в школе читать не очень-то хотят. Тем выше должно быть качество этих фильмов.

— Вам самому какой период из русской истории интереснее?

— Пожалуй, время правления Александра I. Его неординарная личность, отношения с Наполеоном, слывшим кумиром для столь многих в императорской России. Тут есть о чем размышлять и чему удивляться. Кто-то считает, что царь, слабый человек, завидовал Бонапарту, но это очень спорное суждение.

— А с кем из великих людей былого вам хотелось бы пообщаться?

— Трудный вопрос, слишком уж выбор велик, тут не только цари: Интересно было бы встретиться с Шаляпиным. Знаменитого баса я бы расспросил о его первом концерте в США. Который, как писали тогдашние газеты, «не вполне удался»: американцы, наслышанные о мощном голосе Федора Ивановича, полагали, что должно произойти нечто невероятное — люстры в зале начнут падать, окна вылетать: А Шаляпин спел очень тонко. В нем мне нравится вообще все! В том числе его уникальная система работы над ролью, которой восторгался сам Константин Сергеевич Станиславский.

— Вы ведь учились в музыкальной школе, считались перспективным пианистом?

— Музыка и сейчас со мной. Предпочитаю классическую.

— А еще серьезно занимались бальными танцами, но учиться пошли на театрального режиссера: К слову, почему выбрали Щепкинское училище, а не Щукинское, не Школу-студию МХАТ, куда вас также звали?

— В «Щепке» привлекла личность актера, режиссера, педагога Виктора Коршунова. Его понимание профессии, в которой, как он подчеркивал, быстрого результата ждать нельзя, это забег на длинную дистанцию. Помню наш честный, взрослый разговор о смысле служения искусству. Виктор Иванович считал это долгом артиста, режиссера. Образом жизни и миссией. Говорил: не получится вечером быть актером, а с утра не быть. Полностью с ним согласен.

Актеру даже в минуты отдыха трудно забыть, что он актер

— Но с театром у вас поначалу не все гладко складывалось, приходилось переходить с одной сцены на другую. В чем причина? И что вам ближе — театр или кино?

— Это разные виды искусства, нельзя их сравнивать. Хотя и там и там актеры очень зависимы. От режиссера, оператора, продюсера, сценария или пьесы. Могут дать роль, а могут и не дать. Театр вообще очень жесткая структура. Там быстро меняются фавориты, и востребованный, еще вчера имевший заглавные роли исполнитель назавтра легко может оказаться в массовке. Таковы правила игры, нравятся они тебе или нет.

Подобное произошло в «Современнике», куда я пришел после окончания училища. Затем в «Маяковке». А я хотел совсем другого. Сейчас служу в Губернском театре. Там у меня прекрасные роли, всегда есть над чем работать. Что еще нужно артисту для счастья?

— Вы один из немногих известных актеров, кто категорически не выносит на всеобщее обозрение и обсуждение свою личную жизнь. И женаты «всего» один раз, супруга Елена Хабарова (Степучева) — тоже актриса, есть сын и дочь: Остается гадать, как уживаются в одной семье два лицедея.

— Да нормально уживаются! Те, кто, как мы с Леной, прожили вместе 24 года, согласятся со мной: крепкая семья — это результат кропотливого, ежедневного и обязательно встречного, взаимного труда. За которым умение преодолевать непонимание, не копить обиды. Уважение друг к другу, взаимопонимание. Ну и любовь — куда же без нее?

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5702
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5329
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...