
Подмосковный поселок Семхоз возле Сергиевого Посада вошел в новейшую историю как место, где был жестоко убит известный священник и писатель Александр Мень. Произошло это 30 лет назад. Преступление так и осталось нераскрытым.
Сначала на месте совершенного злодеяния поклонники протоиерея водрузили поминальный крест. Чуть позже рядом с крестом выросла часовня в честь усекновения главы Иоанна Предтечи, а еще через два десятилетия был построен красавец-храм Преподобного Сергия Радонежского. Строили несуетливо, под чутким присмотром нынешнего настоятеля Сергиевского храма протоиерея Виктора Григоренко. По мирской профессии он – художник-реставратор, поэтому во всем чувствуется изысканный вкус и знание духовных традиций.
А нынешней осенью, когда верующие в очередной раз поминали протоиерея Меня, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий открыл в семхозовском храмовом комплексе музей, посвященный жизни и деятельности убитого священника.
Протоиерей Виктор Григоренко посвятил изучению творческого наследия Александра Меня многие годы
- Здесь, в Семхозе, протоиерей Александр Мень жил со своей семьей, здесь он писал свои духовные и исторические книги, по этой тропинке ходил на станцию, ездил на электричке в Пушкино, где в Сретенском храме служил настоятелем…- рассказал «Труду» Виктор Григоренко. - Поэтому митрополит Ювеналий несколько лет назад благословил решение о создании прихрамового музея в его честь.
В этом музее сразу окунаешься в атмосферу советского сюрреализма. Крестил отца Александра – тайно! - катакомбный священник Серафим. Это было в период церковного раскола и жутких гонений со стороны государства. Катакомбные священники объявили бойкот тогдашнему местоблюстителю, митрополиту Сергию Старгородскому, склонявшему их к компромиссу с большевиками, и ушли в затвор. Катакомбники оказались под давлением сразу с двух сторон: признанного властью церковного начальства и безбожной власти. Епископы, священники и их паства прошли многочисленные лагеря тюрьмы, ссылки (сроки исчислялись десятилетиями). Катакомбы в своей душе Александр Мень пронес через всю жизнь.
Его связывали долгие годы дружбы с Александром Солженицыным. Александр Галич бывал на его литургиях. Фазиль Искандер крестил у отца Александра детей. Теперь за каждым из этих имен - стоит эпоха.
- Наиболее ярким в жизни отца Александра был период его служения в подмосковном Алабино. В 26 лет он стал настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы. – Виктор Григоренко предлагает осмотреть кабинет Меня того периода. Его воссоздали в деталях по старой фотографии. На письменном столе ламповый радиоприемник, раскрытая книга философа Владимира Соловьева, фото почитаемой Менем катакомбной схиигумении Марии… И конечно же – богатая по тем временам библиотека.
Рабочий кабинет отца Александра Меня «алабинского» периода его жизни реконструирован по документальной фотографии
В Алабино Мень написал первые книги из своей шеститомной истории религии. Ни одна из них в СССР при его жизни так и не вышла. Печатались они Ириной Посновой в Брюсселе в католическом издательстве «Жизнь с Богом». С этой уникальной женщиной отец Александр познакомился в конце своей жизни, когда попал в Западную Германию в составе делегации советской интеллигенции, куда его пригласил Чингиз Айтматов.
…Вечером, по традиции, отец Виктор у поминального креста на месте преступления читает краткую молитву. Тропа, усеянная опавшими листьями, ведет прямо на станцию. Отсюда уходишь, неся уверенность в том, что обязательно вернешься…