Ход и развязка этого судебного процесса живо напомнили дело Юрия Деточкина из легендарного фильма «Берегись автомобиля», когда про главного героя в эпилоге было сказано так: «Он, конечно, виноват, но он не виноват». Деточкину пришлось-таки отсидеть за свою доброту и стремление к справедливости. Вот и Замоскворецкий суд столицы приговорил Николая Ларина к трем годам лишения свободы в колонии общего режима и постановил взыскать с него 20 млн рублей в пользу Москомспорта.
Суд установил, что общий ущерб от действий экс-директора за период с 2008 по 2021 год, что он возглавлял академию, составил более 36 млн рублей. По версии следствия, Ларин специально завышал численность игроков академии для получения повышенного финансирования и совершил преступления в особо крупном размере с использованием служебного положения.
Обвинение изначально требовало для Ларина четыре года и четыре месяца, но суд, видимо, принял к сведению, что экс-директор признал вину частично, заявив при этом, что корыстного мотива у него не было, так как на себя деньги он не тратил (прямо-таки цитата по последнему слову Деточкина), а тратил на спортивный интернат «Чертаново», на экипировку юных футболистов, вывозил их за рубеж.
Однако на суд не произвели впечатления заслуги Николая Ларина в подготовке целой группы футболистов, которые ныне выступают в клубах РПЛ и ФНЛ (например, Антон Зиньковский в «Спартаке», Владислав Сарвели в «Сочи», полсостава самарских «Крыльев Советов»). Не поколебали решимость судей примерно наказать Ларина и слова в его защиту от таких авторитетных футбольных специалистов, как Леонид Слуцкий («Рубин») и Игорь Осинькин (те же «Крылья»).
Холодно было выслушано судом и исключительно эмоциональное последнее слово самого Николая Ларина перед оглашением приговора. Подсудимый признал, что «из-за недостаточных субсидий пришлось увеличивать списки и нарушать закон... Я виноват сам, обвинять никого тут не стоит. Я был неправ, где-то легкомысленен. Я понимал, что мы делаем хорошее дело, и поэтому закрывал глаза на какие-то вещи. Это была моя мечта, и я несу за нее ответственность. Мне бы очень хотелось, чтобы люди из различных ведомств обратили внимание на то, что система подготовки спортсменов устарела. Над ней надо работать». Вина подсудимым признана, хоть и частично, а остальное — эмоции, которые к делу не пришьешь: Этот лейтмотив так и слышится в вердикте суда.
Реакция футбольного сообщества на него была практически единодушной. Лаконично и образно ее выразил главный тренер сборной России Валерий Карпин: «Я всего дела не знаю, но из того, что я знаю, это катастрофа». Бывший игрок ЦСКА, а ныне известный футбольный агент Роман Орещук сказал «Труду», что «при всех наших сложных личных отношениях с Лариным ничего плохого про него я говорить не буду — он сделал очень много для спорта, для футбола. И то хорошее, что он сделал для детского футбола, перевешивает все его недостатки и прегрешения. Дело Ларина в очередной раз обнажило всю остроту проблемы развития детско-юношеского спорта в нашей стране. Ему катастрофически не хватает финансирования. Мало выделяется денег на оплату труда тренеров, на инфраструктуру».
Еще категоричнее высказался в интервью «Труду» президент ГБОУ «Центр спорта и образования «Самбо-70» Ренат Лайшев. «Николай — отличный парень. Был моим коллегой по работе в детском спорте. Преданный футболу человек. Считаю, группа людей его подставила под все эти дела, а он, как благородный человек, все взял на себя. Я его знаю как очень порядочного директора, фанатично преданного своему делу, своей школе в Чертаново. Вся работа в детско-юношеском спорте строится на таких энтузиастах, как Ларин. Сколько ни строй Дворцов спорта и спортплощадок, если там не будет души, не будет фанатиков, вокруг которых объединяются ученики и единомышленники, никакого прогресса и результата добиться невозможно».
Защита Ларина в лице его адвоката Марии Эйсмонт уже заявила об обжаловании решения суда. Пока же «Юрий Деточкин нашего времени» старается сохранять присутствие духа и в «карантинном» СИЗО в Капотне, где он пробудет около двух недель до перевода в один из московских следственных изоляторов. Ларин написал в своих соцсетях, что уже смотрел в камере матч «Крылья Советов» — «Факел», а вот поединок «Спартака» с «Зенитом» не смог досмотреть из-за объявленного в изоляторе отбоя. «Хорошо, если бы РФС начинал трансляции матчей пораньше, учитывая время, когда в СИЗО выключают свет»...