Главы государств АТЭС еще лишь начали прибывать во Владивосток, но форум крупнейших стран восточной половины мира уже показал весомые результаты работы.
Южнокорейская компания STX, один из лидеров мирового судостроения, (располагает 18 верфями в восьми странах), получила возможность заняться строительством морской техники для российских нефтяников, расширяющих разработку шельфовых месторождений углеводородов. Это стало известно после встречи во Владивостоке президента «Роснефти» Игоря Сечина с топ-менеджерами STX. «Если они посчитают возможным найти российских партнеров и обеспечить 70% локализации техники на территории РФ, то у них появятся серьезные шансы поучаствовать в нашей шельфовой программе», — пояснил глава российской госкомпании. По словам Сечина, STX — серьезный партнер, и руководство «Роснефти» видит перспективы работы с ними.
А вчера во Владивосток прибыл президент России Владимир Путин. «Для России восточное направление нашей деятельности является крайне важным, учитывая, что две трети российской территории находится в Азии, но только 24% нашего торгового оборота приходится на Азию, — сказал он накануне в интервью телекомпании Russia Today. — А это между тем быстро, интенсивно развивающийся регион...»
Президент отметил, что Россия может предложить азиатским партнерам немало перспективных проектов для совместной реализации. Это масштабные программы строительства современных портов на Дальнем Востоке, модернизации транспортной и грузовой инфраструктуры. «По оценкам экспертов Делового консультативного совета АТЭС, реализация этих проектов позволит уже к 2020 году увеличить объем транзита между Европой и АТР по российской территории не менее чем в пять раз», — подчеркнул Путин.
На острове Русский завершилось трехдневное заседание Делового консультативного совета, традиционно готовящего наиболее значимые вопросы для обсуждения лидерами АТЭС. Нынешний доклад, который будет предложен главам государств, содержит рекомендации по улучшению инвестиционного климата в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также конкретные предложения по транспорту и логистике, развитию экологичного городского строительства, трансферу технологий и продовольственной безопасности. Практически все эти вопросы попали в повестку дня с подачи российской стороны. Так что первый серьезный результат уже достигнут.
Тем временем на встрече министров иностранных дел стран АТЭС глава российского МИДа Сергей Лавров заявил, что Россия «готова обсуждать вопрос об отмене виз с подавляющим большинством стран Азиатско-Тихоокеанского региона».
«Мы готовы к таким переговорам фактически с любым государством АТР», — сказал Лавров. По его словам, первым шагом в этом направлении стал упрощенный режим пересечения границ для бизнесменов.
Были сделаны попытки сближения с Японией. На пресс-конференции Сергея Лаврова было заявлено, что Москва готова обсуждать с Токио «любые вопросы, которые интересуют наших японских коллег, включая и вопросы, связанные с заключением мирного договора». Но, отметил министр, при этом необходимо «опираться на законность, включая, конечно же, признание тех реалий, которые закреплены в Уставе ООН». Согласно Уставу ООН страны признают нерушимость границ, сложившихся после Второй мировой войны.
Зато первый вице-премьер Игорь Шувалов пообещал главе МИД Японии Коитиро Гэмбе всяческое содействие бизнесменам из Страны восходящего солнца. «Японские инвесторы для России очень интересны. Мы будем всячески способствовать тому, чтобы они чувствовали себя на всей территории России — от Калининграда до Владивостока — комфортно», — подчеркнул Шувалов.
Голоса
Артем Волынец, генеральный директор компании En+
— Азиатско-Тихоокеанский регион на ближайшие десятилетия станет ключевым регионом роста. Это открывает для России уникальные возможности для развития Восточной Сибири и Дальнего Востока и их полноценной экономической интеграции в АТР. Россия уже начинает разворачиваться на восток. В прошлом году заработал нефтепровод, по которому российская нефть вышла на рынок Китая; в стадии обсуждения — строительство газопроводов в Китай и Корею. Российские компании участвуют в строительстве АЭС в Китае, а японские компании принимают активное участие в проектах на Сахалине. Однако возможностей для кооперации намного больше. Саммит во Владивостоке уже стал большой презентацией России как части азиатско-тихоокеанского содружества, на которой можно продемонстрировать гигантский потенциал востока страны и наметить новые проекты для взаимовыгодного сотрудничества с АТР.
Скотт Прайс, представитель компании Walmart
— Сочетание политического и корпоративного руководства, присутствующего на Деловом саммите АТЭС, уникально. Партнерство государственного и частного сектора помогает сформировать рациональные ответы на многие мировые проблемы. Экономический кризис стал фактором, грозящим появлением протекционистских тенденций. Важно, что пока в целом во Владивостоке преобладает здравый смысл.