На фоне разгоревшегося скандала вокруг победителя телешоу «Голос. Дети» это событие, конечно же, мало заметили «активные пользователи». А зря! Если бы вы услышали и увидели, как ученики одной из московских школ поют пахмутовскую песню «И вновь продолжается бой», вы поняли бы всю суетность и никчемность дискуссии вокруг дочери Алсу. О чем мы вообще спорим, господа-товарищи?
Да, эта песня времен молодости родителей ребятишек, да еще не на английском, а на русском. Но какие же они, эти песни — настоящие, окрыленные, ничуть не устаревшие! Как к лицу они мальчишкам и девчонкам, как возносят их голоса куда-то к горизонту... В этот день на конкурсе «Битва хоров», посвященном песням Александры Пахмутовой, звучали «Герои спорта», и «Беловежская пуща», и «Старый клен», и «Орлята учатся летать», и «Знаете, каким он парнем был».
Не знаю, как вам, а мне стало ужасно жалко тех мальчиков и девочек с телеэкрана, что выходят на сцену в шоу в костюмах и прическах, «как у взрослых», и старательно изображают любовную страсть. Ну совсем как лилипуты, какие в былые времена вот так же выступали на непритязательных концертных площадках. Все как у взрослых...
Хорошо, что нам есть с чем сравнить. Греют душу сообщения об очередном региональном конкурсе, концерте, школьном или библиотечном вечере, посвященном предстоящему 90-летию Александры Николаевны Пахмутовой. И все это стихийно, «снизу», без всякой координации со стороны культурного начальства.
А недавно я был в Нижнем Новгороде, где на лучших городских площадках прошла серия концертов в честь недавнего юбилея Николая Добронравова. И снова звучали вещи, прожившие с нами долгую жизнь и не сгинувшие, несмотря ни на что: «Любовь, Комсомол и Весна», «Яростный стройотряд», «Горькая моя Родина», «Мать и сын», «В песнях останемся мы»... Особенно отмечу тот факт, что среди зрителей немало было людей молодых, гораздо моложе этих песен.
А ведь много раз пахмутовское творчество хоронили, объявляя непроходимым «совком», не соответствующим духу нашего времени. Зря злословили. Все наоборот: люди сегодня, в пору оголтелого индивидуализма, остро чувствуют тоску по большому делу и высокой цели, которые бы нас могли объединить. Вдруг выясняется, что жизнь только ради себя удобна, но бессмысленна.
На днях телеканал «Спас» показал архивную запись авторского вечера Александры Пахмутовой в Колонном зале в 1975 году. Кое-что, конечно, вырезали: «И вновь продолжается бой», «Не расстанусь с комсомолом», «Гайдар шагает впереди» (кстати, эта песня для Николая Добронравова по-своему автобиографична: его мама познакомилась в Арзамасе с Аркадием Голиковым еще в юности и сохранила с ним дружеские отношения на долгие годы)... Но даже и в таком усеченном варианте гражданская составляющая, конечно же, преобладала.
И снова можно было позавидовать людям, сидящим в том зале в далеком уже 1975 году. «Белоруссия» в исполнении голосистых «Песняров», Кобзон с «Горячим снегом», исполненным дважды подряд, на бис... Это все то, чего нет сегодня на телеэкранах и на модных концертных площадках, как бы ни тщились нынешние записные «звезды».
Скажете: еще один затосковал по советским временам. Да нет, это если и ностальгия, то совсем другого рода. Помните, у Вознесенского: «Я не знаю, как остальные, но я чувствую жесточайшую не по прошлому ностальгию — ностальгию по настоящему».
P.S. В Большом зале Московской консерватории стартовал VII Международный открытый фестиваль искусств «Дню Победы посвящается...». Значительная часть программы концерта открытия была посвящена предстоящему юбилею Александры Пахмутовой.