Главная Культура 00:04 07 Апреля 2023 8036
Урок Рахманинова на сибирских просторах

Голос классика на Х фестивале Вадима Репина дополнила мировая премьера Концерта Михаила Плетнева

Сергей Бирюков, Новосибирск – Москва
Художественный руководитель фестиваля Вадим Репин и дирижер Алессандро Кадарио. Фото Александра Иванова предоставлены пресс-службой Транссибирского фестиваля

Команде нынешнего, Х Транссибирского арт-фестиваля выпала задача особой сложности: в мало благоприятных для искусства международных условиях провести праздник не просто элитного — юбилейного уровня. И они с ней справились — как по звездной наполненности программ, так и по уровню совершенных на них художественных открытий.

Напомню, десятилетие Транссибирского — это более 250 встреч артистов с публикой Новосибирска, Красноярска, Омска, Барнаула и других городов. Это 29 премьер, в числе которых 16 мировых: чего стоит одно только специально написанное для основателя и худрука фестиваля Вадима Репина сочинение «Диалог: Я и Ты» легендарной Софии Губайдулиной...

Теперь насчет звездной наполненности: пианисты Вадим Руденко и Екатерина Мечетина, виолончелист Александр Князев, трубач Вадим Эйленкриг, актеры Евгений Миронов, Дарья Мороз... Прима Большого театра Светлана Захарова с балетным спектаклем Modanse, Владимир Спиваков с его «Виртуозами Москвы» — вот лишь малая часть знаменитых имен, украсивших нынешние программы с 8 марта по 6 апреля.

Да, французского мэтра Шарля Дютуа, завсегдатая прошлых Транссибирских, мы на этот раз не увидели за дирижерским пультом — зато приехал другой энтузиаст сибирского праздника, эстонский маэстро Андрес Мустонен. А разве не интересно познакомиться с представителем уникальной венесуэльской дирижерской школы, учеником легендарных Хосе-Антонио Абреу и Густаво Дудамеля (и того же Дютуа) Мануэлем Гомесом-Лопесом? Уж не говорю об их отечественных коллегах Юрии Башмете, Александре и Иване Рудиных, Сергее Скрипке, Владимире Ланде...

Выставка бессменного фотографа фестиваля Александра Иванова в фойе концертного зала имени А. М. Каца напомнила звездные моменты смотра. Фото автора

Разумеется, в большей части программ выступил бессменный лидер фестиваля — всемирно прославленный скрипач Вадим Репин. Который, помимо большого количества классики, сыграл и две премьеры: российскую — Скрипичного концерта Полада Бюльбюль-оглы и мировую — Концерта для скрипки с оркестром Михаила Плетнева.

На премьеру опуса знаменитого азербайджанского композитора я не успел — хотя по тому, с каким энтузиазмом мои пораньше приехавшие в Новосибирск коллеги распевали «И в яростном, и в яростном огне» понял, что интонации были знакомые и духоподъемные. А вот Концерт Плетнева послушал, и это исполнение считаю событием.

Как композитор Михаил Плетнев известен меньше, чем как феноменальный пианист и подвижник-дирижер. Не скрою, на фоне исполнительских успехов Михаила Васильевича его сочинительские опыты порой встречали скептические (в том числе мои) отзывы. Но на сей раз скепсис пригасил первый же простой и печальный мотив скрипки, и все последующее развитие большого трехчастного сочинения не дало к нему ни малейшего повода. Да, здесь многое, говоря по-пушкински, «напоминает былое». Включая то самое печальное начало, явственно перекликающееся с сумрачным раздумьем Первого скрипичного концерта Шостаковича. Или валторновые «напевы», заставившие вспомнить о песнях каторги и ссылки, легших в основу Одиннадцатой симфонии Дмитрия Дмитриевича. Или похоронный ритм из последнего сочинения великого симфониста — Альтовой сонаты, в свою очередь заимствованный из «Лунной» Бетховена... Нашлось место и аллюзиям на Мусоргского (как показалось — на его «Песни и пляски смерти»), на Чайковского — как известно, любимейшего композитора Плетнева-исполнителя: мне здесь услышались размытые и искаженные контуры батальных эпизодов увертюры «1812 год»... Плюс неповторимо-плетневская мрачная ирония — периодически звонящий прямо в оркестре «мобильный телефон» (что это, ксилофон?) или неуклюжий маршок, расползающийся «по швам» и превращающийся в... настройку оркестра: словно музыканты пытаются найти выход из тупика, в который их завели эти нарочито примитивные мотивы.

Все же в целом напомнило мне совсем не русское сочинение Рихарда Штрауса «Метаморфозы», написанное в конце Второй мировой войны, основанное на цитатах самых знаменитых тем Бетховена (тема судьбы из Пятой симфонии и траурный марш из Третьей) и, как принято считать, выражающее думы композитора о судьбах немецкой культуры в поворотный момент истории. Так или иначе, но и партитура Плетнева, и то, как мастерски донесли ее Вадим Репин и специально приехавший в Новосибирск Российский национальный оркестр под управлением итальянского дирижера Алессандро Кадарио, представились мне важным высказыванием на темы истории и современности.

Ну и не могу не рассказать о еще одном концерте смотра: 1 апреля, в день 150-летия Сергея Васильевича Рахманинова, в Новосибирской филармонии играли, естественно, его музыку.

Хотя каюсь — в последние месяцы не раз приходила мысль: не перекормят ли нас в юбилейной горячке Сергеем Васильевичем? Как бы ни был он велик...

Не перекормили. Точнее, так: если играет подлинный мастер, который доносит не только красоту рахманиновской музыки, но заложенный в ней громадный нравственный смысл, то перекормить ею невозможно. Тут вряд ли скажешь точнее, чем замечательная пианистка Екатерина Мечетина в недавнем интервью «Труду»: «Ведь это миссия святого — взять на себя боль страны и так переплавить ее в тигле своей души, чтобы это почувствовал весь мир. Когда слушаю Рахманинова, понимаю — мне не просто играют изумительно красивую, благородную музыку, но — учат быть человеком... Он, безусловно, художник общечеловеческого значения. Но композитор именно русский, говорящий нам, кто мы есть. Раскрывающий это всем своим послушанием, данным ему жизнью: потерять Родину, но, страдая от полной невозможности воссоединения, навсегда сохранить ее в сердце». Составители и исполнители нынешней юбилейной программы — художественный руководитель и главный дирижер Новосибирского государственного академического симфонического оркестра Димитрис Ботинис (совсем недавно заменивший на этом посту уехавшего за границу Томаса Зандерлинга) и российско-швейцарский пианист Константин Лифшиц словно слышали эти слова своей коллеги.

Константин Лифшиц (фортепиано), Димитрис Ботинис и Новосибирский академический симфонический оркестр играют Рахманинова

В первом отделении они исполнили Третий концерт — кульминационное сочинение русского периода рахманиновского творчества. Да с таким увлечением, что я не заметил, как пролетели эти 45 минут, настолько они оказались насыщены шквалом молодых чувств и надежд. Все второе заняла последняя, «американская» партитура Сергея Васильевича — Симфонические танцы: трагический итог жизни, предощущение тяжелейших испытаний для себя, мира, России. Поразительная перекличка двух шедевров! Но ведь и здесь, не в силах избавиться от преследующего его всю жизнь наваждения — средневекового католического гимна о конце мира Dies irae, Рахманинов пытается «вытянуть» из этого мрачного мотива мелодию любви. И ему это удается — на несколько секунд в финале, перед тем как рок поставит свою окончательную точку. Потрясающий урок мужества. Очень нужный нам всем, особенно сегодня.

P.S. 9 апреля в московском продолжении программы X Транссибирского Вадим Репин и Российский национальный оркестр под управлением Алессандро Кадарио представят столичную премьеру Скрипичного концерта Михаила Плетнева.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9310
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7031
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6219
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?