Главная Культура 00:04 07 Апреля 2023 8209
Урок Рахманинова на сибирских просторах

Голос классика на Х фестивале Вадима Репина дополнила мировая премьера Концерта Михаила Плетнева

Сергей Бирюков, Новосибирск – Москва
Художественный руководитель фестиваля Вадим Репин и дирижер Алессандро Кадарио. Фото Александра Иванова предоставлены пресс-службой Транссибирского фестиваля

Команде нынешнего, Х Транссибирского арт-фестиваля выпала задача особой сложности: в мало благоприятных для искусства международных условиях провести праздник не просто элитного — юбилейного уровня. И они с ней справились — как по звездной наполненности программ, так и по уровню совершенных на них художественных открытий.

Напомню, десятилетие Транссибирского — это более 250 встреч артистов с публикой Новосибирска, Красноярска, Омска, Барнаула и других городов. Это 29 премьер, в числе которых 16 мировых: чего стоит одно только специально написанное для основателя и худрука фестиваля Вадима Репина сочинение «Диалог: Я и Ты» легендарной Софии Губайдулиной...

Теперь насчет звездной наполненности: пианисты Вадим Руденко и Екатерина Мечетина, виолончелист Александр Князев, трубач Вадим Эйленкриг, актеры Евгений Миронов, Дарья Мороз... Прима Большого театра Светлана Захарова с балетным спектаклем Modanse, Владимир Спиваков с его «Виртуозами Москвы» — вот лишь малая часть знаменитых имен, украсивших нынешние программы с 8 марта по 6 апреля.

Да, французского мэтра Шарля Дютуа, завсегдатая прошлых Транссибирских, мы на этот раз не увидели за дирижерским пультом — зато приехал другой энтузиаст сибирского праздника, эстонский маэстро Андрес Мустонен. А разве не интересно познакомиться с представителем уникальной венесуэльской дирижерской школы, учеником легендарных Хосе-Антонио Абреу и Густаво Дудамеля (и того же Дютуа) Мануэлем Гомесом-Лопесом? Уж не говорю об их отечественных коллегах Юрии Башмете, Александре и Иване Рудиных, Сергее Скрипке, Владимире Ланде...

Выставка бессменного фотографа фестиваля Александра Иванова в фойе концертного зала имени А. М. Каца напомнила звездные моменты смотра. Фото автора

Разумеется, в большей части программ выступил бессменный лидер фестиваля — всемирно прославленный скрипач Вадим Репин. Который, помимо большого количества классики, сыграл и две премьеры: российскую — Скрипичного концерта Полада Бюльбюль-оглы и мировую — Концерта для скрипки с оркестром Михаила Плетнева.

На премьеру опуса знаменитого азербайджанского композитора я не успел — хотя по тому, с каким энтузиазмом мои пораньше приехавшие в Новосибирск коллеги распевали «И в яростном, и в яростном огне» понял, что интонации были знакомые и духоподъемные. А вот Концерт Плетнева послушал, и это исполнение считаю событием.

Как композитор Михаил Плетнев известен меньше, чем как феноменальный пианист и подвижник-дирижер. Не скрою, на фоне исполнительских успехов Михаила Васильевича его сочинительские опыты порой встречали скептические (в том числе мои) отзывы. Но на сей раз скепсис пригасил первый же простой и печальный мотив скрипки, и все последующее развитие большого трехчастного сочинения не дало к нему ни малейшего повода. Да, здесь многое, говоря по-пушкински, «напоминает былое». Включая то самое печальное начало, явственно перекликающееся с сумрачным раздумьем Первого скрипичного концерта Шостаковича. Или валторновые «напевы», заставившие вспомнить о песнях каторги и ссылки, легших в основу Одиннадцатой симфонии Дмитрия Дмитриевича. Или похоронный ритм из последнего сочинения великого симфониста — Альтовой сонаты, в свою очередь заимствованный из «Лунной» Бетховена... Нашлось место и аллюзиям на Мусоргского (как показалось — на его «Песни и пляски смерти»), на Чайковского — как известно, любимейшего композитора Плетнева-исполнителя: мне здесь услышались размытые и искаженные контуры батальных эпизодов увертюры «1812 год»... Плюс неповторимо-плетневская мрачная ирония — периодически звонящий прямо в оркестре «мобильный телефон» (что это, ксилофон?) или неуклюжий маршок, расползающийся «по швам» и превращающийся в... настройку оркестра: словно музыканты пытаются найти выход из тупика, в который их завели эти нарочито примитивные мотивы.

Все же в целом напомнило мне совсем не русское сочинение Рихарда Штрауса «Метаморфозы», написанное в конце Второй мировой войны, основанное на цитатах самых знаменитых тем Бетховена (тема судьбы из Пятой симфонии и траурный марш из Третьей) и, как принято считать, выражающее думы композитора о судьбах немецкой культуры в поворотный момент истории. Так или иначе, но и партитура Плетнева, и то, как мастерски донесли ее Вадим Репин и специально приехавший в Новосибирск Российский национальный оркестр под управлением итальянского дирижера Алессандро Кадарио, представились мне важным высказыванием на темы истории и современности.

Ну и не могу не рассказать о еще одном концерте смотра: 1 апреля, в день 150-летия Сергея Васильевича Рахманинова, в Новосибирской филармонии играли, естественно, его музыку.

Хотя каюсь — в последние месяцы не раз приходила мысль: не перекормят ли нас в юбилейной горячке Сергеем Васильевичем? Как бы ни был он велик...

Не перекормили. Точнее, так: если играет подлинный мастер, который доносит не только красоту рахманиновской музыки, но заложенный в ней громадный нравственный смысл, то перекормить ею невозможно. Тут вряд ли скажешь точнее, чем замечательная пианистка Екатерина Мечетина в недавнем интервью «Труду»: «Ведь это миссия святого — взять на себя боль страны и так переплавить ее в тигле своей души, чтобы это почувствовал весь мир. Когда слушаю Рахманинова, понимаю — мне не просто играют изумительно красивую, благородную музыку, но — учат быть человеком... Он, безусловно, художник общечеловеческого значения. Но композитор именно русский, говорящий нам, кто мы есть. Раскрывающий это всем своим послушанием, данным ему жизнью: потерять Родину, но, страдая от полной невозможности воссоединения, навсегда сохранить ее в сердце». Составители и исполнители нынешней юбилейной программы — художественный руководитель и главный дирижер Новосибирского государственного академического симфонического оркестра Димитрис Ботинис (совсем недавно заменивший на этом посту уехавшего за границу Томаса Зандерлинга) и российско-швейцарский пианист Константин Лифшиц словно слышали эти слова своей коллеги.

Константин Лифшиц (фортепиано), Димитрис Ботинис и Новосибирский академический симфонический оркестр играют Рахманинова

В первом отделении они исполнили Третий концерт — кульминационное сочинение русского периода рахманиновского творчества. Да с таким увлечением, что я не заметил, как пролетели эти 45 минут, настолько они оказались насыщены шквалом молодых чувств и надежд. Все второе заняла последняя, «американская» партитура Сергея Васильевича — Симфонические танцы: трагический итог жизни, предощущение тяжелейших испытаний для себя, мира, России. Поразительная перекличка двух шедевров! Но ведь и здесь, не в силах избавиться от преследующего его всю жизнь наваждения — средневекового католического гимна о конце мира Dies irae, Рахманинов пытается «вытянуть» из этого мрачного мотива мелодию любви. И ему это удается — на несколько секунд в финале, перед тем как рок поставит свою окончательную точку. Потрясающий урок мужества. Очень нужный нам всем, особенно сегодня.

P.S. 9 апреля в московском продолжении программы X Транссибирского Вадим Репин и Российский национальный оркестр под управлением Алессандро Кадарио представят столичную премьеру Скрипичного концерта Михаила Плетнева.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5570
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5228
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...