В апреле 70-летний юбилей отмечает знаменитый клоун, народный артист России Юрий Куклачев, создавший уникальный Театр кошек. Как и всегда, Юрий Дмитриевич полон планов, ставит новые программы, организует гастроли — настоящий король в своем кошачьем королевстве.
— Юрий Дмитриевич, поделитесь секретом: как вам удается так долго оставаться в прекрасной творческой форме?
— Никакого секрета, просто надо жить в любви. Я люблю свою семью, страну, животных. И, конечно, детей, которым в первую очередь адресованы наши спектакли. Еще я не пью и не курю, мне и без этого хватает положительных эмоций. А вот хорошая компания, чай, тортик — моя слабость. Главное же, что нужно артисту, — это любовь и внимание зрителя, сознание того, что тебя ждут и в тебе нуждаются. Мы приходим в этот мир отдавать. Каждый, кто приходит к нам в театр, получает удовольствие, радость и заряд энергии. Убеждается лично, что силой любви можно творить чудеса. А если так, значит, жизнь удалась!
— Про доброту я понял. Но это из области эмоций? А для здоровья? Может, занимаетесь йогой?
— Я приверженец системы лечебного дыхания Бутейко. А когда простуживаюсь, лечусь только травами. С Константином Павловичем Бутейко мы дружили, он йогу не признавал, призывал слушать зов своего сердца — вести себя так, как оно подсказывает. Меня оно точно не обманывало. Например, при выборе работы. Между прочим, профессия клоуна невероятно сложна. Вспомним Карандаша, Енгибарова, Попова, Никулина — каждый из них выражал эпоху, взгляд своего поколения на жизнь и юмор.
Этот год для меня знаменателен. Во-первых, мы все празднуем 100-летие Российского государственного цирка. Сам я кроме своего юбилея отмечаю 50-летие работы в профессии: на манеж небольшого шапито вышел впервые в 1969 году, еще учась в цирковом училище. Конечно, я уже не могу исполнять акробатические номера, но продолжаю придумывать аттракционы и ставить представления с кошками. Не так давно поставил интерактивный спектакль с лазерным шоу «Мяугли». Его действие происходит на чудесном острове, где детский смех звучит мелодией флейты, а капли дождя, падая на землю, превращаются в цветы. Там живут клоун, добрая фея и, конечно, кошки.
— А как будете праздновать двойной юбилей?
— Я не люблю застолий с речами, мне от них как-то неловко. Поэтому 12 апреля в нашем театре пройдет «Фестиваль доброты» для воспитанников детских домов и интернатов. Разумеется, всех их мы приглашаем бесплатно. Проведем интерактивную игру в зале и покажем тот самый спектакль «Мяугли». Все дети получат подарки: кукол, мои книги, сладости.
— А праздничный вечер в цирке на проспекте Вернадского?
— Там 15 октября мы с братьями Запашными представим грандиозное эстрадно-цирковое гала-представление с акробатическими номерами, песнями и танцами «От маленьких кошек до больших». К публике выйдут сначала мои маленькие питомцы, а потом большие — братьев Запашных. Для меня это выступление особенно важно, ведь на цирковой манеж я не выходил уже 30 лет. Уверен: это будет радостная встреча.
— Как поживает ваш театр?
— В следующем году и у него юбилей — 30 лет, на протяжении всего этого времени у нас аншлаги. Каждый год выпускаем по три новых спектакля. Знаю, есть зрители, смотревшие мои спектакли детьми, а теперь они приводят на представления уже своих детишек. Я и сам создал династию: все трое моих детей — Дима, Катя и Володя — уже сами ставят спектакли в нашем театре, ведя между собой творческое соревнование. Все время придумывают что-то новое: то это драма, то мюзикл, то фе-ерия. Сцена занята с утра до ночи.
— Как же возник Театр кошек?
— В 1989-м мне предложили хороший контракт в Лас-Вегасе. Я сказал в Моссовете, что уеду, если дома не дадут для театра свое помещение. И мне отдали в распоряжение зал простаивавшего кинотеатра на Кутузовском проспекте.
— Помню, 10 лет назад у вас все-таки появился филиал в Америке, в Нью-Йорке...
— У нас еще были филиалы и в Англии, и в Израиле. Программы отлично посещались не только эмигрантами из России, но и коренными жителями. На Бродвее мы выступали с большим успехом несколько лет. Но чтобы продолжать качественно работать, кому-то из нас необходимо было жить в Нью-Йорке постоянно. Ни мне, ни моим детям этого не хотелось. Похожая история случилась и в Англии в 90-е, где я поставил спектакль, но, проработав там семь месяцев, затосковал по Москве и вернулся. Постановку оставил Диме, но через год и он не выдержал, написал мне: «Папа, не надо ни денег, ни славы, хочу домой». Мы с сыном устроены одинаково.
— Где вы находите артистов для своего театра? Неужели подбираете уличных кошек?
— У нас с артистами очень просто. Кот Бориска проникает на женскую территорию — и сразу же повышается поголовье. Ну а если говорить серьезно, то у нас в театре 200 кошек. Мы очень внимательно следим за их здоровьем. К сожалению, сегодня большинство уличных кошек в крупных городах инфицированы разными заболеваниями. Поэтому если мы хотим взять новую кошечку, то едем в деревню, где находим крепких и здоровых котят.
— Помните свою первую кошку?
— Еще бы! Я работал в цирке клоуном, партнершей была моя супруга Елена. Идем с ней как-то по парку, слышим, в кустах пищит котенок. Принесли его домой, назвали Кутькой. Кутька устроил на кухне ужасный беспорядок, соседка потребовала немедленно убрать его из квартиры. Тогда я решил поселить Кутьку в гримерке. Так началась наша совместная жизнь в искусстве. Но затем Кутька от меня ушел.
— Почему?
— Одна девочка завела дома котенка. Бегая по квартире, он разбил вазочку. И мама потребовала, чтобы проказника убрали из дома, но девочка уже не могла выбросить кошечку на улицу и принесла ее мне. Так у нас появилась Стрелка. Кутька обиделся, заревновал — и ушел. Зато Стрелка вскоре подарила мне идею номера. Прихожу домой, а кошка спит в кастрюле. Я ее вытащил наружу, а она опять в кастрюлю. Так и возник номер «Кот и повар», который затем объездил весь мир и получил бесчисленное количество призов.
— Прежде считалось, что кошки плохо поддаются дрессировке. Это так? Как вам удается проникнуть в кошачью психологию?
— Почти у каждого зверя в характере и поведении есть что-то неуловимо-индивидуальное, что можно раскрыть и обыграть. Суть моего метода в том, что я внимательно наблюдаю за животным, за его способностями и поощряю их. При таком подходе кошка сама постоянно подсказывает вам что-то новое. Так появился номер с кошками на скейте, на велосипедах, на лошадках, где они, как джигиты, скачут по кругу. Или номер, в котором усатые-полосатые ходят с лазерными фонариками на голове и освещают ряды зрительного зала. И уверен, что мы с нашими питомцами еще много чего придумаем. Кошки — очень способные к творчеству существа.
— Стало быть, любую кошку можно выдрессировать? Или они — как люди: одни талантливы, другие бездарны?
— Мне не нравится слово «выдрессировать». Оно означает подавить и заставить, а с кошкой это невозможно. Вы можете только помочь ей развить то, что в кошке заложено природой. Когда в начале 90-х переданное нам здание театра закрылось на ремонт, меня пригласили работать в Англию. Но везти туда своих кошек было нельзя, состав будущей труппы пришлось отлавливать на улице. Мне попались кошки разных возрастов, в основном взрослые. Была только одна годовалая кошечка, которую мы подобрали травмированной — ее сбила машина. Мы промыли ей ранку на голове, зашили. Она пришла в себя и сначала зашипела на меня, но потом притихла и вскоре уже делала номер с кастрюлькой. Через четыре месяца программа была готова. Так что работать можно с любой кошкой. Нужно только найти к ней правильный подход. И уж точно ее нельзя обижать. В отличие от собаки, которая может забыть какой-то ваш просчет, с кошкой этот номер не пройдет. Такой у них принцип: ты меня обидел — все, дружба наша закончилась, второго шанса не будет. Кошка как бы говорит нам: думай сначала, а потом делай. Хорошее, кстати, качество.
— Наверное, с вашими питомцами частенько происходят любопытные истории?
— Ну а как же! Вот, например, что случилось с кошкой по имени Чуча. Мне ее подарили в Париже. Чуча любила ловить мух, бабочек, мотыльков. Но однажды по неопытности схватила пчелу. Та мгновенно ужалила ее в лапу. С тех пор кошка стала очень осторожной. Как услышит жужжание, сразу прячется под кровать.
— Языческие верования приписывают кошкам мистические свойства. Есть за этим что-то реальное?
— Насчет мистических свойств не знаю. А вот то, что кошки обладают возможностями, которых нет у людей, так это факт. Например, они видят в темноте, у них очень хорошее обоняние. Также кошки способны чувствовать людей энергетически. Можно сказать, видят нас насквозь, сразу понимают, хороший перед ними человек или плохой, злой или добрый. У нас самих нет такого прибора, а у кошки есть. Еще они помогают человеку избавляться от некоторых болезней, поскольку могут втягивать в себя отрицательную энергию. Неслучайно кошка всегда ложится именно на то место нашего тела, которое болит. Отсюда и известный обычай первой впускать в новый дом кошку, которая таким образом очищает жилище от плохой энергии. Тут тоже, по-моему, никакой мистики, а только проявление великой силы и мудрости природы. Я убежден: кошка пришла в людской мир, чтобы сделать наши сердца мягче, а души — добрее.