Завершившийся зимний сезон легкоатлетов получился как никогда ярким и обильным на мировые рекорды. В феврале их по два установили мужчины и женщины, а на завершившемся в Глазго в первые мартовские дни чемпионате мира было улучшено еще два мировых достижения. Голландка Фемке Бол, которая летом специализируется в беге на 400 метров с барьерами, установила мировой рекорд для залов и в гладком беге, а также финишным рывком обошла соперниц на последнем этапе эстафеты 4×400, где высокие позиции американок и британок казались незыблемыми. Девинн Чарлтон (Багамы) показала невероятные 7,65 секунды на 60 метрах с барьерами.
Чемпионат мира вообще выдался непохожим на предыдущие. Прежде всего — возросшей конкуренцией в большинстве дисциплин, даже при том, что некоторые лидеры пропускали зимний сезон. Расширяется география победителей и призеров. И не только за счет спортсменов из экзотических стран (Сент-Люсия, Бенин, Доминика, те же Багамы). Белые атлеты из Европы, США, Новой Зеландии сильно выступали в тех видах, где в последнее время царили африканцы.
Можно, конечно, сделать оговорку, что некоторые сильнейшие представители Черного континента пропускали зимний сезон. Но от высочайшего уровня результатов тут не отмахнешься. Даже при том, что 3000 метров проходили с медленным началом и в тактической борьбе, блондинчик Джош Керр на финише так разогнался, что оставил за спиной всех и показал очень приличные для зимы 7:42,98. Да еще потом на радостях бегал по кругу с флагом, только не Великобритании, а Шотландии. Интересно, как наш друг Себастьян Коу отреагирует на такое проявление сепаратизма?
Американец Брайс Чарлтон , не до конца восстановившись после тяжелого полуфинала, выиграл финал на 800 метров с великолепным временем 1:44,92 — и тоже в сложной тактической борьбе на крутых виражах. Американка Элинор Сен-Пьер на 3000 метров показала прекрасные 8:20,87, оставив позади опытных и титулованных Гудаф Цегай (Эфиопия) и Беатрис Чепкоеч (Кения).
С особым интересом ожидался женский суперспринт. На 60 метрах из года в год успешно конкурирует с американками и африканками полька Ева Свобода. Перед чемпионатом мира она не только уверенно их побеждала, но и от старта к старту улучшала результат, доведя до 6,98 секунды в полуфинале. И перед финалом спорили лишь о том, замахнется ли Ева на мировой рекорд, принадлежащий нынешней главе ВФЛА Ирине Приваловой, который она установила еще в далеком 1993 году, — 6,92. Но нет, в финале Ева не только была далека от приваловских секунд, но и проиграла на финише сантиметры Жюльен Альфред с островка Сент-Люсия.
Ирина Привалова в свое время сильно удивляла специалистов. Во-первых, она опровергла расхожее мнение, что на 60 метрах преимущество у коротышек, которые лучше выбегают из колодок, но к 100 метрам у них падает скорость. Привалова всех таких коротышек уверенно обыгрывала и на старте. Во-вторых, непривычным был ее широкий диапазон — от 50 метров, где ей тоже до сих пор принадлежит мировой рекорд — 5,96, и до 400 метров с барьерами, где она стала олимпийской чемпионкой 2000 года.
Так что для комментария последних событий Ирина Анатольевна ПРИВАЛОВА — самый подходящий эксперт. Вот что она рассказала «Труду»:
— В стартовом разгоне мне удавался более оптимальный наклон. У меня на 60 метрах получалось 30 шагов, а у нынешних призерок — от 32. Они стараются улучшить результат за счет частоты шагов, но этот компонент наращивать уже сложно. Моя соперница Мерлин Отти тоже была высокая и длинноногая, делала на 60 метрах 29 шагов. Не думаю, что наше телосложение противоречило законам биомеханики. Просто многие высокие длинноногие спринтеры по разным причинам мало уделяли внимания зимним соревнованиям.
Что касается итогов чемпионата в Глазго, то меня порадовал спринт. В последнее время результаты там стабильно растут. Стали бежать лучше европейцы. Гегемония американцев и ямайцев пошатнулась. Нет, не заокеанские спринтеры сбавили, а европейские прогрессируют. Яркое впечатление оставили призеры в беге на 400 метров. Здесь, как на более длинных дистанциях, мы также вправе говорить о прогрессе белых атлетов. Результаты очень высокие. Даже с учетом того, что вираж манежа в Глазго удобный, все равно, рассматривая секунды, показанные сейчас Фемке Бол, с перспективой на летние старты можно ожидать от нее высочайших результатов не только на дистанции 400 с барьерами, но и на гладкой. Победитель же мужского финала Александр Дум был вынужден выходить на вторую дорожку, накручивая себе лишние метры. И потому его результат 45,25 особо впечатляет. Летом он способен бежать намного быстрее.
Да, география лидеров в легкой атлетике меняется. Поколение тренеров из ГДР, которое и с нами даже делилось опытом, постепенно ушло. Великолепную легкоатлетическую школу, которая была также и в ФРГ, немцы как бы перечеркнули — еще в большей мере, чем у нас. Их талантливые специалисты ушли в другие виды спорта, а научные кадры переманили в США. В голландской же сборной, наоборот, успешно поработали американцы, хорошо разобрались в системе тренировок, в постановке техники бега, наладили хорошее восстановление от нагрузок.
Насчет бега на выносливость: Я всегда говорила, что много талантливых стайеров не только в Экваториальной Африке. Просто в Кении, Эфиопии, Уганде возросла массовость. Среди белых много талантов, но они уходят в другие виды спорта. А когда концентрируются на легкой атлетике, мы видим высокие результаты у целых групп спортсменов из какой-то страны. Я уверена, что и в Париже-2024 белые не будут статистами: ну, кроме разве что самых длинных дистанций. А в беге на круг представители Нидерландов и вовсе представляются фаворитами в четырех дисциплинах — на 400 метров и 400 с барьерами у женщин, в женской и в комбинированной эстафетах 4×400.
Жаль, весь разговор — о легкоатлетах из других стран. Но такое сейчас время...