МЕНЬШОЙ БАЛДА
"В нашей семье родился второй сын, Ипполит, - рассказывает Анастасия Быкова. - Старший, Эммануил, которому четыре года, с нетерпением ожидал его появления. До рождения Ипполита мы с Эммой часто обсуждали, как он будет играть с младшим братом, возьмется за его воспитание, научит всему, что умеет сам. И каждый раз он воодушевлялся, у него загорались глаза, он прямо-таки рвался в бой. Но когда родился Ипполит, Эмма как-то сник. Вместо того чтобы помогать мне или хотя бы не мешать ухаживать за малышом, он начал митинговать, требовать к себе повышенного внимания. Но как я могу одновременно заниматься обоими детьми? Конечно, мое внимание пока принадлежит только новорожденному.
Но я начала замечать, что старший сын впал в уныние. Видимо, он понял, что с этим вечно орущим конвертом особенно не поиграешь, ему бы только поесть и поспать. Случается, что, когда нужно кормить младшего, Эмма грубо пытается вломиться между мной и Ипполитом, прижимается ко мне так, что не могу его оторвать. Когда отец его оттаскивает от меня, он злится, уходит к себе в комнату и там плачет".
"Старший в момент появления конкурента испытывает тяжелейший стресс, - говорит детский психолог Людмила Калашникова. - Особенно непросто это переживает ребенок, которому еще не исполнилось четырех лет. Появление младенца в его жизни - болезненный опыт. А все потому, что у него в этот момент рушится картина мира, в котором он был центром внимания. Расти он дальше в одиночестве, его мировосприятие со временем выправилось бы. А тут новоявленный младенец своим появлением искусственно форсирует отказ старшего ребенка от эгоцентризма. Чем причиняет ему душевные муки и страдания".
Эта ситуация переносится легче, если дети погодки, то есть разница между старшим и младшим ребенком не превышает года. В этом возрасте развитие первого малыша находится на довербальном уровне - он живет в мире ощущений, чувств, он еще не умеет говорить, формулировать причины своего неудовольствия и искать источник этих ощущений. Он, возможно, до конца не поймет причину таких изменений.
Второй щадящий для старшего ребенка вариант, когда разница между детьми превышает восемь лет. До восьми лет ваш первенец успеет многому научиться, например, находить общий язык с другими детьми и взрослыми. В этом возрасте он уже понимает, что у других людей есть свои желания и потребности и часто они не совпадают с его собственными.
"В описанном Анастасией случае ревность была неизбежна, - утверждает Людмила Калашникова. - Но мать не смягчила это горькое чувство старшего сына. Она с самого начала вела себя не совсем корректно по отношению к нему. Не стоило ей обсуждать с Эммануилом радужные перспективы появления второго ребенка в семье. Ведь он никогда до этого не сталкивался с младенцами и, вероятно, думал, что родители приготовили ему встречу с ровесником, с которым можно общаться на равных.
Маме нужно было подготовить сына к тому, что на первых порах младший брат будет требовать к себе повышенного внимания со стороны родителей и старший ребенок должен отнестись к этому с пониманием.
ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
Рассказывает Виктория Чулкова: "Мой младший сын Венечка очень любит, когда к старшей сестре, девятилетней Клаве, приходят подруги. Он рвется общаться с ними, играть, веселиться. Веня удивительно развитой мальчик, он перенимает манеру поведения старших девочек, их словечки, жесты.
А Клаве и ее подругам почему-то совсем неинтересно общество Венечки. Они могут, конечно, поиграть с ним минут пятнадцать, потетешкать, потискать, но потом они под любым предлогом стараются от него отделаться. А Веня продолжает к ним липнуть, мешает им. Бедный мальчик очень страдает, рыдает под дверью, просит, чтобы его впустили. В общем, я очень обижаюсь за Веню. Настаиваю, чтобы девочки играли с ним, брали в компанию. Клава раздражается на меня за это, говорит, что подруги перестанут к ней приходить, если я и дальше буду навязывать им общество Вениамина.
В этом случае мы имеем дело с ревностью, которую испытывает младший ребенок к старшему. Наивно думать, что только первенец способен на столь сильное проявление чувств.
"Ревность проявляется у младшего ребенка к старшему в тот момент, когда он выходит из младенческого возраста, - объясняет Людмила Калашникова, - и начинает осознавать, что старший брат или сестра больше умеют, знают, у них есть друзья, с которыми они общаются. В этом случае младший ревнует не к дефициту родительской заботы и внимания, а к тем возможностям, которые есть у старшего ребенка. Именно поэтому в семьях, где растут двое детей, младший ребенок часто бывает более развитым, чем его сверстники, которые являются единственными детьми в своих семьях.
Есть еще один признак, по которому можно определить наличие ревности младшего к старшему: если первый заявляет о том, что мечтает поскорее вырасти и стать взрослым, значит, он испытывает ревность к старшему брату или сестре.
В рассказе Виктории описана хрестоматийная ситуация такой ревности. Однако мама Клавы и Вени напрасно настаивает на том, чтобы дочь брала брата в свою компанию. Родителям важно помнить, что, хотя оба ребенка - родные брат и сестра, их разница в возрасте обуславливает и разницу в их развитии. Сводить таких детей в одной компании просто неправильно.
- У Клавы и ее подруг широкий выбор тем для обсуждения друг с другом: учеба, дружба с мальчиками, новые компьютерные игры, прочитанные книги. У четырехлетнего Вениамина в силу его развития (совершенно нормального, судя по всему) другие интересы. Он осваивает мир, пытается проявлять свою автономию и самостоятельность.
Родителям в этом случае нужно так организовать время и пространство брата и сестры, чтобы каждый из детей имел возможность побыть отдельно друг от друга. Ведь второго ребенка решили завести они, а не их дочь. Поэтому не надо перекладывать заботы о ребенке на Клаву".